Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа
Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием.
В результате полученных данных можно сделать вывод, что в процессе работы в обеих группах произошли изменения. Увеличилось детей с высоким уровнем творческих проявлений (с 10 % до 30 % - в группе «А», с 10 % до 50 % - в группе «В»). В группе «В» полностью исчезли оценки низкого уровня, средний уровень вырос на 10 % в том и другом случае.
На контрольном этапе учащиеся выполняли задание более уверенно, демонстрировали более интересные импровизации.
В таблице 6.1. представлены результаты Опыта 2.2.* «Мелодическая импровизация с последующим анализом и осознанием музыкального языка» на контрольном этапе.
Таблица № 6.1..
Уровень развития вокальной импровизации с осознанием мелодической линии на контрольном этапе.
Группы |
Суммарный уровень (%) | |||||
низкий |
средний |
высокий | ||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Группа «А» (контрольная) |
2. ч. |
80 % |
6 ч. |
10 % |
12ч. |
10 % |
Группа «В» (эксперим.) |
- |
- |
6 ч. |
60 % |
4 ч. |
4 % |
В сводной таблице № 6.2. показана динамика данной деятельности у детей обеих групп.
Таблица 6.2. Оценочные уровни творческих проявлений детей на констатирующем и контрольном этапах.
Группы |
Уровень (%) | |||||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||||||||
До эксп. |
После |
До эксп. |
После |
До эксп. |
После | |||||||
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% | |
«А» |
8 ч. |
80 |
2 ч. |
20 |
1 ч. |
10 |
6 ч. |
60 |
1 ч. |
10 |
2 ч. |
200 |
«В» |
8 ч. |
80 |
- |
- |
2 ч. |
20 |
6 ч. |
60 |
- |
- |
4 ч. |
40 |
Сравнивая результаты можно сказать, что уровень творческих проявлений количественно изменился в сторону повышения в обеих группах, но качественные изменения наиболее заметны в экспериментальной группе «В».
80% испытуемых данной
группы продемонстрировали
Все дети показали отличный уровень интонирования, что можно объяснить наличием у них хорошо развитого звуковысотного слуха и устойчивой координации между слуховыми представлениями и вокальными навыками. Это доказывается и тем, что 4 человека из группы «В» справились с сольфеджированием своей импровизированной мелодии.
Анализируя данные всей экспериментальной программы в целом, можно заключить, что на контрольном этапе испытуемые обеих групп значительно свободнее и легче справлялись с заданиями. Отмечался количественный рост уровня творческих проявлений и работы внутреннего слуха. Это связано с тем, что помимо уроков хора наиболее активно музыкально-слуховые и творческие навыки развиваются на уроках сольфеджио.
Вместе с тем наибольшие изменения в сторону повышения уровня творческой активности продемонстрировали испытуемые экспериментальной группы «В», что подтверждает нашу гипотезу, что включение в уроки хора дополнительных творческих заданий стимулирует развитие творческих и музыкально-слуховых навыков в целом.
Сопоставительный анализ качественных показателей детских импровизаций показывает, что творчество ребенка формируется поэтапно, причем Гипотетически мы можем предположить, что этапы творческого развития соответствуют этапам становления музыкального мышления в целом. Условно можно выделить четыре ступени развития музыкального творчества младших школьников:
В сочинениях детей превалируют те элементы музыкального языка, которые преобладают и в других формах музыкальной деятельности. Наблюдается превосходство вокального типа мелодии, что объясняется большим певческим, нежели инструментальным опытом детей. Данные тезисы требуют более детального исследования, что не позволяют рамки нашей работы.
В целом, на основании
нашего экспериментального исследования
можно сделать вывод о
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На основании выше изложенных выводов мы позволили себе сформулировать некоторые методические рекомендации для преподавателей Детских музыкальных школ, Школ искусства и различных вокально-хоровых студий.
Положительная роль творчества во всестороннем гармоничном развитии личности детей очевидна. Следует, как можно раньше начинать формировать у ребенка установку на творчество. «Как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, - писал Б. Асафьев, - необходимо попробовать с ними импровизировать…»
В отношении младших школьников мы не можем говорить об отсутствии музыкально-творческих способностей, поскольку этот вид способностей практически невозможно диагностировать количественными тестами. Задача преподавателя – создать условия для приобщения всех детей к опыту продуктивной деятельности.
Формирование музыкального
творчества предполагает особые отношения
взрослого и ребенка, оно требует
наличия долгого
Уже на ранних этапах онтогенеза музыкально-творческое мышление развивается в единстве образного и конструктивного аспектов. Оно основывается на обобщении жизненного и музыкального опыта ребенка и формируется по мере становления комплекса музыкальности в целом. Соответственно основное направление развития творчества определяется главными векторами развития музыкальности.
Занятия с детьми должны
быть направлены на формирование чувства
метроритма, музыкальной памяти, способности
различать звуковысотные
Возникает потребность в создании серии упражнений, характер и содержание которых определяется задачей гармоничного объединения творческого и обучающего начал. Гипотетически выстраивается последовательность этапов формирования творчества.
Кроме специальных рекомендаций по развитию непосредственно музыкального творчества, разработаны многочисленные методики по стимулированию творческого потенциала ребенка. Рамки нашей работы не позволяют подробно осветить имеющиеся в психолого-педагогической литературе принципы креативного развития личности. Желающие могут ознакомиться непосредственно с первоисточниками, используя данные библиографического списка.
Главный педагогический вывод, который можно сделать в завершении, заключается в необходимости создавать условия для расширения творческого, познавательного и жизненного опыта ребенка. Л.С. Выготский писал: «Творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.» Таким образом, задача современной психологии и педагогики разработать пути совершенствования системы образования с учетом развития творческого потенциала учащихся.
Информация о работе Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора