Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа
Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием.
Для повышения уровня развития творческих навыков мы переходим к формирующему этапу.
2.3. Развитие творческих навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора в процессе вокальной импровизации.
На втором этапе нашего исследования мы выделили две методологические позиции относительно развития творческих и музыкально-слуховых навыков у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
Первая методологическая
позиция заключается в
Вторая методологическая позиция представлена также типовой государственной программой по предмету «Хор», но с введением дополнительных заданий, направленных на развитие музыкально-слуховых и творческих навыков. За основу было взято методическое пособие Б. Шеломова. Цель – построение развивающего процесса обучения на основе работы над вокальной импровизацией.
Импровизации необходимо облечь в нужную для урока форму упражнений и игр, которые должны быть рассчитаны на весь класс, должны быть нетрудными, привлекательными, должны охватывать всех, даже самых пассивных. Важно, чтобы импровизация как форма работы велась достаточно регулярно, начиная с дошкольного периода (подготовительный класс).
Работа над любым творческим заданием должна, по мнению знаменитого музыковеда Б.Л. Яворского, строиться по следующей схеме:
Таким образом, полноценной вокальной импровизации должен предшествовать подготовительный этап, на котором дети накапливают определенные музыкально-слуховые представления как на уроках хора, так и на уроках сольфеджио, овладевают элементарными навыками пения, знаниями в сфере метроритма, интонационно-ладовых особенностей. Здесь уместны простейшие творческие упражнения, такие как:
Педагог должен проявить
внимание к выразительности
Облегчение задачи с
помощью ограничения
Следует отметить, что импровизация – это не самоцель преподавателя, не дополнительная линия развития «втиснутая» в рамки такого предмета как хор. Импровизацию можно считать скорее средством достижения основной цели: формирования качественного музыкального слуха, чистоты интонации, эмоционального исполнения песенного материала.
Эффективность подобных творческих упражнений зависит от своевременности их включения в программу урока по хору. Наиболее целесообразно размещать задания на вокальную импровизацию в середине урока (как возможность смены деятельности, эмоциональной разрядки) или как заключение (также в качестве эмоциональной разрядки, дает возможность завершить урок на эмоциональном подъеме, в атмосфере радости творчества).
Методически в вокальной импровизации можно выделить два направления, взаимодополняющих друг друга и представляющих два этапа развития:
Каждое направление имеет свои особенности. В качестве задания и в том, и в другом случае предлагается короткое стихотворение, - двустишие или четырехстишие. Непосредственно перед импровизированием желательно сделать предварительный анализ метроритмических и интонационных возможностей, поскольку учащиеся младших классов еще не обладают навыком самостоятельного анализа. Возможно исполнение импровизации педагогом в качестве образца.
Вариант преподавателя или любой другой первый вариант зачастую влияет на последующие. Более слабые ученики иногда ограничиваются повтором того, что спел их товарищ. Однако и к этим попыткам необходимо относится с чуткостью и пониманием.
Метроритмическая импровизация предполагает исполнение попевки только со словами, преподаватель записывает мелодии без участия детей, но не проставляет длительности и размер. Метроритмические особенности анализируются и оформляются самими учащимися.
Мелодическая импровизация предполагает,
что учащиеся исполнят ее вначале
со словами, а затем нотами. Поэтому
она, будучи взаимосвязана с
В целом структуру работы над мелодической импровизацией можно представить следующим образом:
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к творческим заданиям активно применяются игровые формы работы, игровая постановка задания. Приведем в качестве примера несколько упражнений, расположенных по возрастанию сложности
В качестве кульминации обучающего процесса можно предложить вокально-ролевую импровизацию в форме сказки. Например сказка «Теремок» может быть озвучена преподавателем и учениками как последовательность диалоговых импровизаций, объединенных сюжетом.
Мы сознательно не указываем на распределение материала по классам, поскольку уровень каждого задания необходимо соотносить с адекватным уровнем развития музыкально-слуховых навыков. Использование вокальной импровизации на уроках хора можно рассматривать как одно из проявлений межпредметных связей, положительно влияющее на оптимизацию учебного процесса в целом.
2.4. Сравнительный анализ результатов по развитию творческих и музыкально-слуховых навыков детей экспериментальной и контрольной групп.
С целью проверки эффективности проведенной работы в группах «А» и «В» мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе, но изменили стимульный материал: в качестве заданий детям были предложены другие стихотворные образцы (см. приложение)
Данные, полученные в
результате Опыта 1* - «Построение музыкально-
Таблица 4.1. Суммарный уровень развития творческих и музыкально-слуховых навыков на контрольном этапе.
Группы |
Суммарный уровень (%) | |||||
низкий |
средний |
высокий | ||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Группа «А» (контрольная) |
- |
- |
7 ч. |
70 % |
3 ч. |
30 % |
Группа «В» (эксперим.) |
- |
- |
5 ч. |
50 % |
5 ч. |
50 % |
В сводной таблице 4.2.
даны сравнительные показатели уровней
развития творческих навыков у детей
контрольной и
Таблица 4.2. Уровни развития творческих навыков на констатирующем и контрольном этапах.
Группы |
Уровень (%) | |||||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||||||||
До эксп. |
После |
До эксп. |
После |
До эксп. |
После | |||||||
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% | |
«А» |
1 ч. |
10 |
- |
- |
8 ч. |
80 |
7 ч. |
70 |
1 ч. |
10 |
3 ч. |
30 |
«В» |
3 ч. |
30 |
- |
- |
6 ч. |
60 |
7 ч. |
70 |
1 ч. |
10 |
5 ч. |
50 |
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у детей в группе «В» произошло значительное повышение уровня развития творческих навыков. Количество детей , имеющих высокий уровень развития творчества возрос на 40 % (с 10 % до 50 %). Средний уровень вырос на 10 % (с 60 % до 70 %), а низкий уровень вообще исчез, что говорит об эффективности проделанной работы.
В группе «А» уровень также вырос, но всего на 20 % в высоком (с 10 % до 30 %) и на 10 % в среднем (с 70 % до 80 %), низкий уровень также исчез. Подобные результаты можно объяснить наличием межпредметных связей между уроками хора и сольфеджио, дети применяют навыки, полученные на уроках сольфеджио при решении творческих задач на хоре.
В таблице № 5.1. отражены данные Опыта
2.1.* «Мелодическая импровизация песенки
контрастного содержания без осознания
интонационно-ладовых
Таблица № 5.1..
Оценочный уровень творческих проявлений детей младшего школьного возраста на контролирующем этапе.
Группы |
Суммарный уровень (%) | |||||
низкий |
средний |
высокий | ||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Группа «А» (контрольная) |
2 ч. |
20 % |
5 ч. |
50 % |
3 ч. |
30 % |
Группа «В» (эксперим.) |
- |
- |
5 ч. |
50 % |
5 ч. |
50 % |
В сводной таблице отражено распределение двух групп по уровням творческого проявления на констатирующем и контрольном этапах.
Таблица 5.2. Оценочные уровни творческих проявлений детей.
Группы |
Уровень (%) | |||||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||||||||
До эксп. |
После |
До эксп. |
После |
До эксп. |
После | |||||||
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% |
К |
% | |
«А» |
6 ч. |
60 |
2 ч. |
20 |
3 ч. |
30 |
5 ч. |
50 |
1 ч. |
10 |
3 ч. |
30 |
«В» |
5 ч. |
50 |
- |
- |
4 ч. |
40 |
5 ч. |
50 |
1 ч. |
10 |
5 ч. |
50 |
Информация о работе Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора