Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о пред¬метах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредства.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

Мишка спрятался

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

Оборудование. Игрушка мишка.

Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что  он хочет поиграть в прятки, ему  нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место  и обход производится по другой стороне  комнаты. Можно также сменить и игрушку.

Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить  задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В  этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

Куда девался  мяч (кукольный театр)

Цель. Та же, следить за передвижением  предмета в пространстве; учить понимать несложный сюжет, продолжать развивать эмоциональное отношение к игре с игрушками.

Оборудование. Игрушечная кошка, мяч, две корзинки.

Ход игры. Детей рассаживают  полукругом около стола педагога. По обеим сторонам стола на пол  ставят две корзины. Педагог достает  мяч, кладет его на стол. Затем достает кошку, она как бы прыгает на стол снизу, смотрит на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Затем нечаянно сталкивает мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит детей помочь. Воспитатель предлагает кому-либо найти мяч.

Познавательные  игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям редлагается  найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких  игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

 

2.3. Развитие  мышления в дидактической игре

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого  на ребенка. В то же время игра –  основной вид деятельности детей. Таким  образом, дидактическая игра имеет  две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Развитию этого  этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

Развитию наглядно-образного  мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Неоценимую  помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;
  • придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
  • загадки и логические задачи, головоломки, которые широко представлены в дидактических играх.

Выше были приведены упражнения, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому можно предложить целый ряд дидактических игр, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

Игры со спичками помогут также развитию пространственного мышления. С этой же целью кроме перечисленных можно также использовать простейшие игры с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно  использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развить функцию мышления путем усложнения условий задания.

«Составление  предложений» - эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берут наугад три  слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего» - берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает  способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

«Поиск аналогов» - называются какой-либо предмет или  явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

«Способы применения предметов» - называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает  способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

 

Глава III. Исследование развития мышления детей с использованием дидактических игр

3.1. Констатирующий  этап эксперимента

 

В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). 

Таблица 1

Список детей

Контрольная группа

Экспериментальная группа

имя ребенка

возраст

имя ребенка

возраст

Даша Я.

6 лет 4 мес.

Настя Д.

6 лет 8 мес.

Алена Д.

6 лет 6 мес.

Антон С.

6 лет 4 мес.

Таня М.

6 лет 8 мес.

Миша А.

6 лет 3 мес.

Саша Д.

6 лет 3 мес.

Катя К.

6 лет 2 мес.

Оксана Л.

6 лет 2 мес.

Саша Т.

6 лет 8 мес.

Андрей Г.

6 лет 7 мес.

Маша К.

6 лет 3 мес.

Андрей И.

6 лет 3 мес.

Миша П.

6 лет 7 мес.

Сергей Л.

6 лет 8 мес.

Семен С.

6 лет 4 мес.

Настя Ф.

6 лет 5 мес.

Настя К.

6 лет 3 мес.

Марина П.

6 лет 7 мес.

Лена С.

6 лет 7 мес.


 

Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

Эксперимент проводился в обеих группах детей в  свободное от занятий время, индивидуально  с каждым ребенком. Было применено  три методики для выявления уровня развития связной монологической речи.

Методика 1. Составление  рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического  мышления.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для  ребенка сюжетом.

Инструкция. Я  покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок  затрудняется в описании, можно ему  помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения  вместо ребенка или давать ему  свои варианты ответов на наводящие  вопросы.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл – ребенок  составляет 2 – 3 описательных предложения,  состоящие из существительных  и глаголов; часто предложения  не связаны между собой  (низкий  уровень).

2 балла –  ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

3 балла –  ребенок составляет развернутый  рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между  персонажами, изображенными на  картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

Результаты  обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы

Имя ребенка 

               Баллы

      Уровень  развития

1.

Даша Я.

                   1

низкий

2.

Алена Д.

                   2

средний

3.

Таня М.

                   3

высокий

4.

Саша Д.

                   2

средний

5.

Оксана Л.

                   2

средний

6.

Андрей Г.

                   1

низкий

7.

Андрей И.

                   1

низкий

8.

Сергей Л.

                   2

средний

9.

Настя Ф.

                   1

низкий

10.

Марина П.

                   3

высокий

Информация о работе Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр