Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Содержание

Актуальность
Цель и задачи
Гипотеза проекта
Адресность проекта
Сроки реализации и основные этапы
Содержание работы с одаренными детьми
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности реализации проекта
Финансирование
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»


 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура проекта

 

   

стр.

Актуальность

3

Цель и задачи

4

Гипотеза проекта

4

Адресность проекта

5

Сроки реализации и основные этапы

5

Содержание работы с одаренными детьми

6

Механизм реализации проекта

13

План реализации проекта

13

Ожидаемые результаты

17

Оценка эффективности реализации проекта

18

Финансирование

19

 

Список литературы

20

 

Приложения

 
 
  1. Реальные результаты на настоящем этапе реализации проекта
 
 
  1. Примерный перечень психодиагностических методик
 
 
  1. Бланк индивидуального образовательного маршрута ученика
 
 
  1. Положение о Школе молодых исследователей
  2. Информационный буклет о школе молодых исследователей «Эврика»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальность

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, в частности, переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), обусловливает необходимость качественных изменений и в школьном образовании: на смену  «человеку знающему» должен прийти «человек деятельный». Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития ребенка. Для того чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовывать его деятельность. Собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем определенных его способностей в той или иной сферах деятельности, самоопределения и самореализации.

Школьный возраст – период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в  том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные).

Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, освоение программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, слетах, летних (зимних) школах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений обучающихся.

Особенно актуальной эта задача становится в условиях малого города, так как непосредственно школе отводится основная роль в развитии высокомотивированных учащихся, выявлении одаренных детей (их сопровождении) и создании условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Данные диагностических исследований и анализа работы школы позволили определить потенциальные «точки роста»:

  • 42% учащихся с высоким и выше среднего уровнем развития интеллекта (в течение трех лет школа занимает 3 место в Сургутском районе по количеству победителей и призеров в предметных олимпиадах);
  • 10% учащихся серьёзно занимается научно-исследовательской деятельностью в Школе молодых исследователей «Эврика» (в школе в течение семи лет функционирует Школа молодых исследователей «Эврика»,  работающая в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»);
  • 23% учащихся занимаются проектной деятельностью (в школе два года проводится школьный фестиваль ученических проектов);
  • 10% учащихся результативно участвуют в спортивных соревнованиях (42% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города);
  • 86% учащихся занимаются в объединениях дополнительного образования, в том числе 7% являются победителями и призерами различных конкурсов художественно-эстетической направленности;
  • 70% педагогов вовлечены в организацию проектно-исследовательской деятельности с учащимися.

Исходя из возможностей ученического и педагогического коллектива школы, запроса родителей на предоставление образовательных услуг, обеспечивающих детям реализацию их интеллектуального, физического и творческого потенциала,  возникла необходимость в создании системы работы с одаренными детьми, которая стала основой данного проекта.

 

  1. Цели и задачи

 

Цель проекта: Создание системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в условиях общеобразовательной школы.

 

Задачи проекта:

1. Разработать эффективную и  постоянно действующую систему  психолого-педагогического сопровождения  одарённых детей.

2. Разработать нормативно-правовое  и научно-методическое обеспечение  процесса развития одаренности  ребенка.

3. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

4. Совершенствовать профессиональную  компетентность педагогов, работающих  с одаренными детьми.  

5. Обеспечить материально-технические  и финансовые условия работы с одаренными детьми.

 

  1. Гипотеза проекта

 

При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в школе будет создана система выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей.

 

 

  1. Адресность проекта

 

Проект адресован участникам образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители (их законные представители)) и социальным партнерам школы.

 

 

  1. Сроки реализации и основные этапы

 

Сроки реализации проекта: 2010 – 2014 г.г.

 

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2010г.). На подготовительном этапе реализации проекта предполагается создание нормативно-правовой базы и разработка научно-методических материалов для реализации проекта, определение организационных основ реализации проекта, проведение психолого-педагогической диагностики учащихся и их родителей.

Основные действия:

1. Формирование стратегической команды.

2. Анализ стартового состояния.

3. Доработка содержания  проекта.

4. Уточнение плана действий. 

 

Этап апробации (2011 г. – 2013г.). На этапе апробации реализуются основные задачи проекта, организуется проведение мероприятий при активном взаимодействии участников образовательного процесса в социуме через интеграцию урочной, внеурочной деятельности и организацию дополнительного образования на основе мотивации, результатов диагностических исследований одаренных учащихся.

Основные действия:

1. Разработка механизма поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

2. Внедрение форм и методов работы с одаренными детьми.

3. Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических и финансовых условий процесса реализации проекта.

4. Отслеживание результатов внедрения проекта: поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

 

Этап обобщения, анализа реализации проекта и коррекция (2014 г.). На данном этапе предполагается обобщение, анализ результатов и последующая коррекция, публикация материалов об итогах реализации проекта.

Основные действия:

1. Анализ полученных результатов  реализации проекта.

2. Коррекция дальнейшего пути реализации проекта.

3. Обобщение полученного опыта.

4. Распространение опыта в массовую  педагогическую практику. 

  1. Содержание работы с одаренными детьми

 

Основные концептуальные положения проекта строятся на основе рабочей концепции одаренности, разработанной совместными усилиями Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В составе авторов концепции: докт. психол. наук, проф. Богоявленская Д. Б., докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф. Брушлинский А.В., докт. психол. наук, проф. Ильясов И.И., докт. психол. наук, проф. Дружинин В.П., докт. психол. наук, проф. Лейтес Н.С., докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. Матюшкин А.М., докт. психол. наук Мелик-Пашаев А.А., докт. психол. наук, проф. Холодная М.А., докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. Шадриков В.Д. (научный редактор) и другие.

В качестве рабочего определения, сформулированного российскими учеными, определено, что одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Таким образом, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Виды одаренности

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»:

  • практическая деятельность - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • познавательная деятельность - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • художественно-эстетическая деятельность - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
  • коммуникативная деятельность - лидерская и аттрактивная одаренность.
  • духовно-ценностная деятельность — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности»:

Информация о работе Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы