Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:14, реферат
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Актуальность
Цель и задачи
Гипотеза проекта
Адресность проекта
Сроки реализации и основные этапы
Содержание работы с одаренными детьми
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности реализации проекта
Финансирование
Список литературы
Важным является обеспечение и сохранение эмоционального и психологического комфорта в отношениях с детьми как необходимое условие успешности в любой деятельности.
2 и 3 ступени обучения
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой учебной дисциплины общими требованиями к отбору содержания учебных программ.
Содержание учебного материала должно мотивировать учащихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.
Разработка развивающих программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся ориентирует на их опережающее обучение: быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и обновление, обогащение, углубление содержания образования; использование дополнительного материала, направленного на рост знаний в конкретной области и развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.
Организация обучения одаренных детей
1. Одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.
2. Создание групп одаренных детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для продвинутых учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.
Формы и методы работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми организована по трем взаимосвязанным направлениям:
Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Внеучебная деятельность осуществляется в рамках факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т. д.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение
или обучение в малых группах
по программам творческого
2) работа по исследовательским
и творческим проектам в
3) очно-заочные школы, дистанционное обучение (НП «Телешкола»);
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- являются высокими профессионалами и грамотными психологами, поддерживающими благоприятную психологическую атмосферу и проявляющими заботу и внимание к развитию способностей учащихся, оказывающие им реальную помощь и поддержку;
- способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверие детям;
- верят в возможности и способности детей, дружелюбны и позитивно настроены на воспитание учащихся; обладают чувством собственного достоинства; ценят, уважают и оберегают личность ученика;
- постоянно самосовершенствуются, способны к самообразованию, саморазвитию.
Реализация мероприятий проекта:
- создание и организация
- организация мониторинга
- предоставление отчетов о ходе выполнения проекта;
- оказание консультационной
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
1.Разработать эффективную и постоянно действующую систему психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. |
|
2009-2010 уч.г. |
Педагог-психолог Заместитель директора |
|
Ежегодно |
Педагог-психолог классные руководители | |
|
Ежегодно |
Педагог-психолог классные руководители родители учителя-предметники | |
|
Постоянно |
Педагог-психолог классные руководители родители учителя-предметники | |
|
Постоянно |
Педагог-психолог классные руководители учителя-предметники | |
|
ежегодно |
Заместитель директора педагог-психолог классные руководители | |
2. Разработать нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса развития одаренности ребенка. |
1.Подготовка нормативно- |
2010-2011 уч.г |
Директор школы Заместитель директора |
2. Разработка плана социального
партнерства по реализации прое |
2010-2011 |
Заместитель директора | |
3. Разработка системы мониторинга на базе школы. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
4. Подбор и приобретение литературы по работе с одаренными детьми. |
Ежегодно |
Библиотекарь | |
5. Разработка практических рекомендаций по составлению индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Создание программ индивидуального развития одарённых учащихся. |
Ежегодно |
Заместитель директора руководители МО | |
6. Разработка практических рекомендаций по использованию системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
7.Формирование банка печатных публикаций по работе с одарёнными детьми |
Ежегодно |
Руководители МО | |
8.Организация информационных выставок новинок методической литературы по работе с одаренным ребенком |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
3. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов. |
1.Функционирование школьного научного общества (ШМИ «Эврика»), творческих лабораторий для учащихся. |
Ежегодно |
Руководитель ШИМ «Эврика» |
2.Организация дистанционного обучения учащихся. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников. |
Ежегодно |
Учителя-предметники | |
4. Участие в дистанционных и заочных олимпиадах, предметных чемпионатах, конкурсах. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
5.Проведение школьной научно-практической конференции, участие в конференциях различного уровня в рамках программы «Шаг в будущее». |
Ежегодно |
Руководитель ШМИ «Эврика» | |
6.Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок». |
Ежегодно |
Руководители МО | |
7.Участие победителей городских конкурсов, смотров, спартакиад в мероприятиях областного и регионального уровней. |
Ежегодно |
Департамент образования, заместитель директора | |
8. Участие в «Президентских тестах», «Губернаторских состязаниях» |
Ежегодно |
Учителя ФК | |
9. Проведение школьных спартакиад и участие в соревнованиях различного уровня |
Ежегодно |
Учителя ФК | |
10. Проведение школьных фестивалей и конкурсов художественно-эстетической направленности и участие в мероприятиях различного уровня |
Ежегодно |
Заместитель директора педагоги доп. образования | |
11. Организация выездного отдыха для одарённых детей. |
Ежегодно |
Управление образования заместитель директора | |
4. Совершенствовать |
1. Проведение семинаров, педсоветов по организации работы с одарёнными детьми. |
Ежегодно |
Заместитель директора |
2.Организация курсовой подготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми. |
Ежегодно |
Директор | |
3. Деятельность творческой группы учителей «Одарённый ребёнок» |
Ежегодно |
Руководитель творческой группы | |
4.Осуществление связи
с вузами г.Сугрута для |
Ежегодно |
Департамент образования | |
5. Проведение межпредметных методических объединений по проблемам развития одарённых детей. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
6. Организация работы педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одарёнными детьми. |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
7. Проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
8. Стимулирование педагогов, подготовивших победителей и призёров олимпиад, конференций, конкурсов различного уровня. |
Ежегодно |
Директор заместитель директора | |
5. Обеспечить материально- |
1. Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психолого-педагогической литературой по работе с одаренными детьми |
Ежегодно |
Заместитель директора библиотекарь |
2. Оснащение учебных кабинетов необходимыми ТСО |
Ежегодно |
Заместитель директора Заведующие кабинетами | |
3. Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
4. Компьютеризация образовательного и воспитательного процессов |
Ежегодно |
Заместитель директора | |
5. Привлечение внебюджетных средств для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в деятельности |
Ежегодно |
Директор школы |
1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
- пакет диагностических материалов,
- банк данных «Одаренные дети школы» (систематическое обновление),
- четкий алгоритм сопровождения ребенка по спланированной траектории развития - склонностей и способностей ребенка,
-план педагогического и психологического корректива личности и склонностей ребенка.
2. Разработаны нормативно-
3. Систематизированы формы
4. Сформирована профессиональная и личностная компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми, на основе высокой мотивации и разработанных программ развития собственной деятельности.
5. Материально-техническое и
Ожидаемые результаты |
Критерии и индикаторы |
1. Наличие эффективной
и постоянно действующей |
1. Пакет диагностических материалов (количество методик и программных продуктов) 2. Система мониторинга
развития одаренных детей (увеличение
количества учащихся, обучающихся
по индивидуальным 3. Банк данных «Одаренные дети школы» (увеличение количества детей) |
2. Разработано нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса развития одаренных детей |
1. Нормативные документы: локальные акты, положения (количество документов) 2. Планы социального партнерства (наличие) 3. Банк печатных работ (увеличение количества) 4.Методические разработки (увеличение количества) |
3. Использование педагогами эффективных форм и методов работы с одаренными детьми |
1.Достижения учащихся (увеличение количества учащихся, работающих в ШМИ «Эврика»; победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, соревнований; обучающихся дистанционно, поступивших в ВУЗ на бюджетной основе) 2. Реализация программ, курсов,
направленных на развитие |
4. Сформирована профессиональная и личностная компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми
|
1. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогических работников (увеличение количества педагогов, работающих с одаренными детьми, использующих современные педагогические технологии, имеющих публикации и прошедших курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми). |
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение позволяет осуществлять работы с одаренными детьми на достаточном уровне. |
1. Обеспеченность оборудованием
для работы с одаренными детьми
(увеличение количества |
Финансирование расходов школы, связанных с реализацией проекта, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность, и предусматривается в смете расходов. При необходимости Управляющий совет вправе привлекать внебюджетные средства для реализации проекта.
Список литературы
1. Тоболкина И.Н., Галкин Д.В. и др. Концепция Академического лицея г.Томска по работе с одаренными детьми. – Томск: Курсив, 2002.
2. Слуцкий В.М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., 1993.
3. Рабочая концепция одаренности / Науч.ред. В.Д. Шадриков. – М., 1998.
4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «Мо
дэк», 2004.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
6. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.
7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. - 1980.
8. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.
9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
10. Степанов М.В. Учебно
– исследовательская
11. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
12. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, подпрограмма «Одаренные дети».
13. Холлер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.
Информация о работе Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы