Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Содержание

Актуальность
Цель и задачи
Гипотеза проекта
Адресность проекта
Сроки реализации и основные этапы
Содержание работы с одаренными детьми
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности реализации проекта
Финансирование
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Важным является обеспечение и сохранение эмоционального и психологического комфорта в отношениях с детьми как необходимое условие успешности в любой деятельности.

2 и 3 ступени обучения

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой учебной дисциплины общими требованиями к отбору содержания учебных программ.

Содержание учебного материала должно мотивировать учащихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.

Разработка развивающих программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся ориентирует на их опережающее обучение: быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и обновление, обогащение, углубление содержания образования; использование дополнительного материала, направленного на рост знаний в конкретной области и развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.

 

 

Организация обучения одаренных детей

1. Одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.

2. Создание групп одаренных детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для продвинутых учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.

 

Формы и методы работы с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми организована по трем взаимосвязанным направлениям:

  • учебная деятельность;
  • внеучебная деятельность;
  • дополнительное образование.

 Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе  дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.).  Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

 Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. 

Внеучебная деятельность осуществляется в рамках факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т. д.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение  или обучение в малых группах  по программам творческого развития  в определенной области;

2) работа по исследовательским  и творческим проектам в режиме  наставничества (Школа молодых исследователей «Эврика»);

3) очно-заочные школы, дистанционное обучение (НП «Телешкола»);

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования;

6) детские научно-практические  конференции и семинары.

 

 

 

 

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание значимости развития одаренных детей каждым членом педагогического коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации процесса обучения.
  2. Постоянное совершенствование научно-методической службы, включающей одаренных детей в качестве полноправных ее субъектов (научное общество учащихся как составная часть методической работы предметных методических объединений).
  3. Признание педагогическим коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
  4. Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих высокими профессиональными и личностными качествами, которые:

- являются высокими профессионалами и грамотными психологами, поддерживающими благоприятную психологическую атмосферу и проявляющими заботу и внимание к развитию способностей учащихся, оказывающие им реальную помощь и поддержку;

- способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверие детям;

- верят в возможности и способности детей, дружелюбны и позитивно настроены на воспитание учащихся; обладают чувством собственного достоинства; ценят, уважают и оберегают личность ученика;

- постоянно самосовершенствуются, способны к самообразованию, саморазвитию.

 

  1. Механизм реализации проекта

 

Реализация мероприятий проекта:

- создание и организация координационного  совета по реализации проекта;

- организация мониторинга выполнения  проекта;

- предоставление отчетов о ходе  выполнения проекта;

- оказание консультационной помощи  родителям и педагогам, работающим  с одаренными детьми.

 

  1. План реализации проекта

 

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.Разработать эффективную и  постоянно действующую систему  психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

  1. Отбор  диагностических методик для осуществления психолого – педагогической диагностики учащихся и их родителей

2009-2010 уч.г.

Педагог-психолог

Заместитель директора

  1. Проведение психолого – педагогической диагностики учащихся и их родителей

Ежегодно

Педагог-психолог

классные руководители

  1. Выбор и планирование индивидуальной траектории развития способностей и личности ребенка

Ежегодно

Педагог-психолог классные руководители

родители

учителя-предметники

  1. Осуществление корректива индивидуальной траектории развития способностей и личности ребенка

Постоянно

Педагог-психолог классные руководители

родители

учителя-предметники

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития личностной одаренности

Постоянно

Педагог-психолог классные руководители учителя-предметники

  1. Создание и обновление школьного банка данных  одарённых детях

ежегодно

Заместитель директора

педагог-психолог

классные руководители

2. Разработать нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса развития одаренности ребенка.

1.Подготовка нормативно-правовой  документации (локальные акты, положения, приказы)

2010-2011 уч.г

Директор школы

Заместитель

директора

2. Разработка плана социального  партнерства по реализации проекта

2010-2011

Заместитель директора

3. Разработка системы мониторинга на базе школы.

Ежегодно

Заместитель

 директора

4. Подбор и приобретение литературы по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

Библиотекарь

5. Разработка практических рекомендаций по составлению индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Создание программ индивидуального развития одарённых учащихся.

Ежегодно

Заместитель директора

руководители МО

6. Разработка практических рекомендаций по использованию системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми.

Ежегодно

Заместитель директора

7.Формирование банка печатных публикаций по работе с одарёнными детьми

Ежегодно

Руководители МО

8.Организация информационных выставок новинок методической литературы по работе с одаренным ребенком

Ежегодно

Заместитель

директора

3. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

1.Функционирование школьного научного общества (ШМИ «Эврика»), творческих лабораторий для учащихся. 

Ежегодно

 Руководитель ШИМ «Эврика»

2.Организация дистанционного обучения учащихся.

Ежегодно

Заместитель

 директора

3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Ежегодно

Учителя-предметники

4. Участие в дистанционных и заочных олимпиадах, предметных чемпионатах, конкурсах.

Ежегодно

Заместитель директора

5.Проведение школьной научно-практической конференции, участие в конференциях различного уровня в рамках программы «Шаг в будущее».

Ежегодно

Руководитель ШМИ «Эврика»

6.Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок».

Ежегодно

Руководители МО

7.Участие победителей городских конкурсов, смотров, спартакиад в мероприятиях областного и регионального уровней.

Ежегодно

Департамент образования,

заместитель директора

8. Участие в «Президентских тестах», «Губернаторских состязаниях»

Ежегодно

Учителя ФК

9. Проведение школьных спартакиад и участие в соревнованиях различного уровня

Ежегодно

Учителя ФК

10. Проведение школьных фестивалей и конкурсов художественно-эстетической направленности и участие в мероприятиях различного уровня

Ежегодно

Заместитель директора педагоги доп. образования

11. Организация выездного отдыха для одарённых детей.

Ежегодно

Управление образования заместитель директора

4. Совершенствовать профессиональную  компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми.  

1. Проведение семинаров, педсоветов по организации работы с одарёнными детьми.

Ежегодно

Заместитель директора

2.Организация курсовой подготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.

Ежегодно

Директор

3. Деятельность творческой группы учителей «Одарённый ребёнок»

Ежегодно

Руководитель творческой группы

4.Осуществление связи  с вузами г.Сугрута для организации  семинаров по общеобразовательным  предметам с целью углубления  знаний педагогов по узким темам программ по предметам.

Ежегодно

Департамент образования

5. Проведение межпредметных  методических объединений по  проблемам развития одарённых  детей.

Ежегодно

Заместитель директора

6. Организация работы педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одарёнными детьми.

Ежегодно

Заместитель директора

7. Проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов

Ежегодно

Заместитель директора

8. Стимулирование педагогов, подготовивших победителей и призёров   олимпиад, конференций, конкурсов различного уровня.

Ежегодно

Директор

заместитель директора

5. Обеспечить материально-технические  и финансовые условия работы  с одаренными детьми.

1. Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психолого-педагогической литературой  по работе с одаренными детьми

Ежегодно

Заместитель директора

библиотекарь

2. Оснащение учебных кабинетов необходимыми ТСО

Ежегодно

Заместитель директора

Заведующие

кабинетами

3. Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов

Ежегодно

Заместитель директора

4. Компьютеризация образовательного и воспитательного процессов

Ежегодно

Заместитель директора

5. Привлечение внебюджетных средств для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в деятельности

Ежегодно

Директор

школы


 

 

  1. Ожидаемые результаты

 

1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

- пакет диагностических материалов,

- банк данных «Одаренные дети школы» (систематическое обновление),

- четкий алгоритм сопровождения ребенка по спланированной траектории развития - склонностей и способностей ребенка,

-план педагогического и психологического корректива личности и склонностей ребенка.

2. Разработаны нормативно-правовые  документы и научно-методические  материалы по развитию одаренности  ребенка.

3. Систематизированы формы работы  с одаренными детьми по трем взаимосвязанным направлениям (учебная и внеучебная деятельность, дополнительное образовании), в том числе через организацию обучения по индивидуальным учебным планам и разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, что выражается в значительном росте количества участников мероприятий творческого, исследовательского, спортивного  и других направлений, результативности участия детей в районных, окружных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

4. Сформирована профессиональная  и личностная компетентность  педагогов, работающих с одаренными детьми, на основе высокой мотивации и разработанных программ развития собственной деятельности.

5. Материально-техническое и финансовое  обеспечение позволяет осуществлять работу с одаренными детьми на достаточном уровне.

 

 

  1. Оценка эффективности реализации проекта

 

Ожидаемые результаты

Критерии и индикаторы

1. Наличие эффективной  и постоянно действующей системы  психолого-педагогического сопровождения  одарённых детей

1. Пакет диагностических  материалов  (количество методик  и программных продуктов)

2. Система мониторинга  развития одаренных детей (увеличение  количества учащихся, обучающихся  по индивидуальным образовательным  маршрутам)

3. Банк данных «Одаренные  дети школы» (увеличение количества детей)

2. Разработано нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса развития одаренных детей

1. Нормативные документы: локальные акты, положения (количество документов)

2. Планы социального партнерства (наличие)

3. Банк печатных работ (увеличение количества)

4.Методические разработки (увеличение количества)

3. Использование педагогами  эффективных форм и методов  работы с одаренными детьми 

1.Достижения учащихся (увеличение  количества учащихся, работающих в ШМИ «Эврика»; победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, соревнований; обучающихся дистанционно, поступивших в ВУЗ на бюджетной основе)

2. Реализация программ, курсов, направленных на развитие исследовательских  умений учащихся, углубленного изучения  предметов, дистанционного обучения  (увеличение количества детей, освоивших  программы, курсы)

4. Сформирована профессиональная  и личностная компетентность  педагогов, работающих с одаренными детьми

 

 

 

 

1. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогических работников (увеличение количества педагогов, работающих с одаренными детьми, использующих современные педагогические технологии, имеющих публикации и прошедших курсы повышения квалификации  по работе с одаренными детьми).

5. Материально-техническое  и финансовое обеспечение позволяет осуществлять работы с одаренными детьми на достаточном уровне.

1. Обеспеченность оборудованием  для работы с одаренными детьми (увеличение количества оборудования, необходимого для  работы с  одаренными детьми, увеличение расходов  на развитие материально-технической базы, в том числе из внебюджетных источников финансирования)


 

  1. Финансирование

 

Финансирование расходов школы, связанных с реализацией проекта, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность, и предусматривается в смете расходов. При необходимости Управляющий совет вправе привлекать внебюджетные средства для реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Тоболкина И.Н., Галкин  Д.В. и др. Концепция Академического  лицея г.Томска по работе с одаренными детьми. – Томск: Курсив, 2002.

2. Слуцкий В.М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., 1993.

3. Рабочая концепция одаренности / Науч.ред. В.Д. Шадриков. – М., 1998.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «Мо

дэк», 2004.

5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.

6. Лейтес Н.С. Способность  и одаренность в детские годы. – М., 1984.

7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. -  1980.

8. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.

9. Савенков А.И. Одаренные  дети в детском саду и школе. – М., 2000.

10. Степанов М.В. Учебно  – исследовательская деятельность  школьников в профильной школе: учебно – методическое  пособие  для учителей/ под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

12. Федеральная целевая  программа «Дети России» на 2007-2010 годы, подпрограмма «Одаренные дети».

13. Холлер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.

 

 


Информация о работе Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы