Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:14, реферат
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Актуальность
Цель и задачи
Гипотеза проекта
Адресность проекта
Сроки реализации и основные этапы
Содержание работы с одаренными детьми
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности реализации проекта
Финансирование
Список литературы
По критерию «форма проявления»:
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»:
По критерию «особенности возрастного развития»:
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей, является одним из главных направлений работы школы.
Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер
оценивания разных сторон
2) длительность процесса
идентификации (развернутое во времени
наблюдение за поведением
3) анализ поведения ребенка
в тех сферах деятельности, которые
в максимальной мере
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в соответствующей области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
6) многократность и
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений
детей и подростков в
10) преимущественная опора
на экологически валидные
Принципы работы с одаренными детьми
Основными принципами работы с одаренными детьми являются:
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Целями работы педагогов школы с одаренными детьми являются:
1) выявление одаренных детей;
2) развитие одаренных детей в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).
Задачами выявления одаренных детей являются:
1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей через:
2. Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:
Для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, необходимо:
— обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся области деятельности;
— поощряет проявления самодеятельности, предоставляя свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;
— способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты.
Содержание обучения одаренных детей
1 ступень обучения
Содержание работы
в начальной школе направлено
на развитие общих
Информация о работе Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы