Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Содержание

Актуальность
Цель и задачи
Гипотеза проекта
Адресность проекта
Сроки реализации и основные этапы
Содержание работы с одаренными детьми
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности реализации проекта
Финансирование
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)
  • Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
  • Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления»:

  • Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. 
  • Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. 

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»:

  • Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.
  • Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития»:

  • ранняя одаренность;
  • поздняя одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей, является одним из главных направлений работы школы.

 

Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер  оценивания разных сторон поведения  и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса  идентификации (развернутое во времени  наблюдение за поведением данного  ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка  в тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4) экспертная оценка продуктов  деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в соответствующей области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).

5) выявление признаков  одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

6) многократность и многоэтапность  обследования с использованием  множества психодиагностических  процедур, отбираемых в соответствии  с предполагаемым видом одаренности  и индивидуальностью данного  ребенка;

7) диагностическое обследование  желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);

8) использование таких  предметных ситуаций, которые моделируют  исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений  детей и подростков в различных  предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих  конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;

10) преимущественная опора  на экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки  учителей и родителей.

 

Принципы  работы  с одаренными детьми

Основными принципами работы с одаренными детьми являются:

  • индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одаренных учащихся);
  • свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
  • вариативность в предоставляемых образовательных услугах;
  • личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию;
  • интегративность в отборе содержания образования;
  • деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Целями работы педагогов школы с одаренными детьми являются:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие одаренных детей в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).

Задачами выявления одаренных детей являются:

1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей через:

  • проведение семинаров;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический отбор новых поступлений;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опыта).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:

  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • периодического сбора сведений учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:

  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, необходимо:

  1. Отбирать методы, формы и приемы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и использовать их с опорой на правила:
  • соотносить количество предоставляемой информации и отбирать средства ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);
  • отводить минимальное время на сообщение информации и больше времени уделять конкретным способам выполнения учебных заданий, предоставлять ребятам возможность самостоятельно обсуждать вопросы.
  1. Предоставлять учащимся возможность совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогами, поскольку он:

— обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся области деятельности;

— поощряет проявления самодеятельности, предоставляя свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;

  • создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

— способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты.

  1. Разрабатывать индивидуальные программы обучения одаренных учащихся с учетом того, что:
  • целью индивидуальных программ является личностное развитие  ребенка;
  • в создании таких программ могут участвовать родители (законные представители), учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, наставники (тренеры, руководители объединений)  или другие лица, заинтересованные в судьбе одаренного учащегося;
  • инициативу разработки программы берет на себя педагог - психолог, классный руководитель, учитель-предметник, наставник (тренер, руководитель объединения) или кто-либо из родителей или сам ученик с привлечением к участию в разработке лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

 

 

Содержание обучения одаренных детей

1 ступень обучения

 Содержание работы  в начальной школе направлено  на развитие общих способностей  ребенка как основы всех специальных  способностей и  интеллекта ребенка (мыслительных операций, памяти, речи  и других интеллектуальных функций). Видами деятельности на 1 ступени обучения являются:

  • выявление одаренных детей в ходе образовательного процесса психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности уровня обученности и методов экспертных оценок деятельности учащихся и учителей родителями;
  • формирование дидактических умений как основы самообразования и саморазвития (восприятия учебного материала, организации собственной деятельности и т.д.);
  • формирование навыков коммуникации: развитие способностей инициировать межгрупповое общение и сотрудничество между детьми и управлять им.

Информация о работе Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы