Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

ГЦель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на урока

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности развития познавательного интереса младших школьников

1.1.1 Понятие о познавательном интересе

1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении

1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения

1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения

1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения

1.2.3 Технология интерактивного обучения

1.3 Применение интерактивных приёмов обучения для развития познавательного интереса младших школьников

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения

Курсовая работа

по педагогике

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Особенности развития  познавательного интереса младших  школьников

 

1.1.1 Понятие о познавательном  интересе

 

1.1.2 Значение познавательного  интереса в обучении

 

1.2 Теоретические основы  интерактивных методов обучения

 

1.2.1 Понятие и сущность  интерактивных методов обучения

 

1.2.2 Классификация методов  интерактивного обучения 

 

1.2.3 Технология интерактивного  обучения

 

1.3 Применение интерактивных  приёмов обучения для развития  познавательного интереса младших  школьников

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

 

2.1 Организация и проведение  исследования

 

2.2 Анализ и интерпретация  результатов

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню; 

дай сделать – и я пойму.

Китайская притча.

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом также заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Вопросы развития познавательного интереса учащихся относятся к  числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Данная проблема активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена.  Так, например,  Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский,  Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.

Современные отечественные педагоги  и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Цель исследования – изучение возможностей интерактивных методов  для активизации познавательного интереса обучающихся.

Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.

Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.

  Задачи:

1. Рассмотреть  виды интерактивных методов обучения.

2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах.

3. Проанализировать возможности интерактивных форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности  на практике.

4. Охарактеризовать целесообразности  использования интерактивных форм  и методов для активизации  познавательной деятельности обучающихся.    

Гипотеза исследования – процессу активизации познавательного интереса способствует применение интерактивных форм и методов.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Особенности развития познавательного интереса младших школьников
      1. Понятие о познавательном интересе

Интерес − форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

«Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области» – писал С.Л. Рубинштейн.

Познавательный интерес с точки зрения Ф.Н. Гоноболин, есть «Стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления».

По мнению Г.И. Щукина, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».

Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира.

Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к его классификации, к выделению уровней познавательного интереса.

Интерес к какому-нибудь предмету, к занятию, отрасли знаний, может быть прямым и косвенным.

В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но нередко случается и так, что прямого интереса, например, к математике, ученик не испытывает, но он интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный интерес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов учащихся помогает осуществлению индивидуального подхода в обучении школьников.

В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.

Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире.

Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь человеку интересно все. Но интерес этот неглубок. В подростковом возрасте любопытство не исчезает совсем. Оно приобретает другую форму: поле его действия суживается, появляется более высокий уровень познавательного интереса – любознательность.

Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного человека только начинается работа. Это – работа мысли, разбуженной случайным фактором. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Для любознательного человека при решении задачи исчезает время и пространство.

Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, «Познавательный интерес − как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».

У младших школьников познавательный интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям.

Познавательный интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Влияние на познавательный интерес учащегося влияет и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор.

Таким образом, забота о создании, поддержании и развитии познавательного интереса − важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема формирования и развития познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем, как совершенствование организации урока и внеклассных мероприятий, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

 

1.1.2. Значение познавательного  интереса в обучении

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.

Истоки интереса лежат в общественной жизни.

В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

  • обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
  • возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
  • всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Информация о работе Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения