Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

ГЦель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на урока

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности развития познавательного интереса младших школьников

1.1.1 Понятие о познавательном интересе

1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении

1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения

1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения

1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения

1.2.3 Технология интерактивного обучения

1.3 Применение интерактивных приёмов обучения для развития познавательного интереса младших школьников

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Таким образом, интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».

1.2 Теоретические  основы интерактивных методов  обучения

      1. Понятие и сущность интерактивных методов обучения

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.

Схема наглядно демонстрирует зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания (Приложение 1).

В своей практике учителя используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.


 

 

 

 

 

 

Схема 1. Пассивный метод

 

При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.


                         

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Активный метод

 

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Наиболее интересными (перспективным) в настоящее время учителя интерактивные методы обучения.

 

 

           



 

            


 

 

 

Схема 3. Интерактивный метод

 

           Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие.

           Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором,  происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех" (по В.С. Дьяченко)

 «Интерактивное педагогическое  взаимодействие - это усиленная целенаправленная  деятельность педагога и учащихся  по организации  взаимодействия  между собой в целях развития» (С. Кашлев)

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Система оценки деятельности учащихся:

"Чрезвычайно важно, что  в такой системе обучения изменяются  подходы к допущенным учащимися  ошибкам. Фокус внимания преподавателя  смещается от получения правильного  ответа к пониманию того, каким  образом этот ответ получен. Ошибки  учащихся преподаватель использует  как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует  логику мышления, приведенную к  просчетам, и тем самым совершенствует  мыслительный процесс" (по В. Болотову)

"При оценке работы  группы подчеркиваются не столько  ученические, сколько человеческие  добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую  работу группы, ни в коем случае  не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!"(по Г.А. Цукерману).

Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

  • это  взаимодействие  обучающихся  между   собой  и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
  • это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Таким образом, интерактивное обучение является сегодня необходимостью. Оно позволяет в учебном процессе моделировать такие ситуации, которые будут развивать у школьников инициативность, способность предлагать новые проекты, нести социальную ответственность и уметь работать в команде.

 

      1. Классификация методов интерактивного обучения

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия, методы могут быть классифицированы по следующим группам:

○ методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации

своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса: ▪ комплимент;

▪ прогноз погоды;

▪ имя и жест;

▪ кто откуда?;

▪ подари цветок;

▪ заверши фразу;

▪аллитерацияимени.

○ методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса:

▪ мозаика;

▪ мозговой штурм;

▪ круглый стол;

▪ интервью;

▪ 1     2    4.


 

○ методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих возможностей учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность:

▪ дюжина;

▪ выбор;

▪ логическая цепочка;

▪ выбери из 5;

▪ 4 угла;

▪ кластер.

 

 

○ методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами:

▪ алфавит;

▪ сочиним сказку;

▪ заверши фразу;

 

▪ ассоциации;

▪ творческие задания;

▪ минута творения.

○ методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия: 

▪ мишень;

▪ рефлексивный круг;

▪ звёздопад;

▪ ключевое слово;

▪ ринг;

▪ острова.

 

○ интерактивные  игры   являются   интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов.

▪ гостиница;                                                     ▪ икебана;

▪ пожарник;                                                      ▪ школа.

▪ аквариум;

 

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
  • повышение познавательной мотивации;
  • обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
  • воспитание лидерских качеств;
  • умение работать с командой и в команде;
  • принимать на себя ответственность   за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Информация о работе Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения