Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

ГЦель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на урока

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности развития познавательного интереса младших школьников

1.1.1 Понятие о познавательном интересе

1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении

1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения

1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения

1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения

1.2.3 Технология интерактивного обучения

1.3 Применение интерактивных приёмов обучения для развития познавательного интереса младших школьников

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Организация  и проведение исследования

Для проверки гипотезы нами было проведено исследование. Его целью было изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся. Базой исследования стала  ГУО “Средняя школа №6» г. Лида. В нём учавствовали учителя начальных классов данного учебного заведения.

В рамках исследования  было проведено анонимное и «полярное» анкетирование, которое состояло из следующих этапов:

  1. подготовительный этап, целью которого стало чёткое определение целей и конкретных задач анкетирования; подбор и формулировка вопросов; уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов.
  2. оперативный этап, который заключается в проведении самого анкетирования.
  3. результирующий этап, с целью обработки и интерпретации полученной информации.

Для анкетирования использовались следующие анкеты: для выявления уровня знаний об интерактивных приёмах обучения и для выявления уровня использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы.

(Приложение 2, 3).

Также в рамках исследования предполагалось разработать фрагменты планов-конспектов уроков с использованием интерактивных методов обучения, с целью показа положительного влияния использования интерактивных методов обучения для познавательного интереса младших школьников.

Для реализации этой цели были разработаны фрагменты уроков по различным предметам, реализующие определённые интерактивные методы и приёмы (Приложение 4).

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Как указывалось выше, мы использовали метод анкетирования учителей, с целью выявления используемых ими интерактивных приёмов (методов, форм) в сврей работе для развития познавательного интереса у младших школьников; определения, по мнению учителей, наиболее эффективных интерактивных приёмов (методов, форм) обучения.

В анкетировании учавствовали преподаватели СШ №6, со стажем работы  от 7 до 25 лет.

По результатам, все педагоги знают какие определение понятию интерактивные методы обучения и используют их в своей работе (100%).

Чаще на уроках учителя используют такие методы как: мозговой штурм (70%), «4 угла» (60%), «заверши фразу» (60%), «кластер» (50%), игры (50%), «творческие задания (40%), «ассоциации» (40%), работа в малых группах (40%).

Данный можно увидеть в диаграмме 2.1.

Диаграмма 2.1 Наиболее часто используемые методы учителями.

 

Положительными результатами в обучении детей начальных классов при применении интерактивных форм и методов учителя считают:

○ развитие речи и обогощение словарного запаса, развитие логического мышления, творчества, познавательного интереса (40%);

○ интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообгащение учащихся (30%);

○ активное включение каждого ученика в процесс усвоения материала (60%);

○ интерактивное обучение снимает нервную нагрузку школьников (30%).

На вопрос «Как интерактивные приёмы помогают в развитии познавательного интереса школьников?» были получены ответы:

○ проявление стремления к самообразованию, к поиску нового (30%);

○ способствуют лучшему усвоению материала (40%).

По мнению педагогов, у учителя, работающего в интерактивном режиме, развиваются следующие качества и умения:

○ диалоговое общение (30%);

○ самосовершенствование (30%);

○ организация совместной деятельности (40%).

У 80% опрошенных имеются проблемы, мешающие чаще применять интерактивные формы и методы. В основном это проблема нехватки количества времени в процессе обучения. У 20% учителей проблем применения интерактирного режима не наблюдается. Это они регламентируют так «Главное – это желание и ориентированность на результат».

Т. о. по результатам данной анкеты можно говорить о том что, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Также мы проводили «полярное» анкетирование, целью которого являлось выявить уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы. Данные можно увидеть в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы

Методы, приёмы и формы работы

Уровень умений

1 начальный

2 достаточный

3 оптимальный

«мозговой штурм»

10%

50%

40%

«круглый стол»

60%

20%

20%

«4 угла»

40%

40%

20%

«кластер»

10%

70%

20%

«сочиним сказку»

30%

70%

0%

«заверши фразу»

20%

50%

30%

«творческие задания»

10%

60%

30%

«ассоциации»

10%

60%

30%

«ключевое слово»

20%

70%

10%


 

Проиллюстрируем уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы с помощью диаграммы.

 

Диаграмма 2.2 Уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы

 

Таким образом, из диаграммы мы видим, что данные приёмы работы учителя используют часто (кроме приёма «круглый стол»). Ведь их использование повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Для того чтобы показать положительное влияние использования интерактивных методов обучения для познавательного интереса младших школьников, были разработаны и реализованы в уроках по различным предметам следующие интерактивные методы:

 

○ для решения проблемных задач и вопросов использовался такой приём, как «мозговой штурм». Его значение в том, что ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации.

○ для создания благоприятной атмосферы, актуализация знаний применялся метод «4 угла».

○ для актуализации знаний использовалась работа в малых группах.

○ для того чтобы ввести новый материал, провести словарную работу и закрепление материала, также обсуждение текста, анализ письменной работы партнёра использовалась работа в парах.

○ для того чтобы появилось общее представление об изучаемом, использовался приём «кластер».

○ для того чтобы усвоить имеющиеся связи между понятиями, использовался приём «заверши фразу». 

При реализации данных методов можно отметить следующие характеристики:

- повышение познавательного интереса и как следствие активность учащихся;

- лучшее усвоение материала;

- взаимодействие учащихся;

- умение работать в команде и другое.

Таким образом, учителя начальных классов используют в своей работе интерактивные приёмы обучения. Ведь с их помощью у учащихся развивается инициативность и личностная ответственность за принимаемые ими решения; формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний; усиливаются мотивы самосовершенствования, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс; повышается эмоциональная устойчивость; снижается уровень ситуативной тревожности; повышается уровень коммуникативной компетентности.

Из вышесказанного следует, что процессу активизации познавательного интересса способствует применение интерактивных форм и методов.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания.

 


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фрагменты уроков в 3 классе с использованием интерактивных методов и приёмов обучения

 

 


Информация о работе Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения