Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:14, курсовая работа
ГЦель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на урока
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития познавательного интереса младших школьников
1.1.1 Понятие о познавательном интересе
1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения
1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения
1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения
1.2.3 Технология интерактивного обучения
1.3 Применение интерактивных приёмов обучения для развития познавательного интереса младших школьников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и проведение исследования
Для проверки гипотезы нами было проведено исследование. Его целью было изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся. Базой исследования стала ГУО “Средняя школа №6» г. Лида. В нём учавствовали учителя начальных классов данного учебного заведения.
В рамках исследования было проведено анонимное и «полярное» анкетирование, которое состояло из следующих этапов:
Для анкетирования использовались следующие анкеты: для выявления уровня знаний об интерактивных приёмах обучения и для выявления уровня использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы.
(Приложение 2, 3).
Также в рамках исследования предполагалось разработать фрагменты планов-конспектов уроков с использованием интерактивных методов обучения, с целью показа положительного влияния использования интерактивных методов обучения для познавательного интереса младших школьников.
Для реализации этой цели были разработаны фрагменты уроков по различным предметам, реализующие определённые интерактивные методы и приёмы (Приложение 4).
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Как указывалось выше, мы использовали метод анкетирования учителей, с целью выявления используемых ими интерактивных приёмов (методов, форм) в сврей работе для развития познавательного интереса у младших школьников; определения, по мнению учителей, наиболее эффективных интерактивных приёмов (методов, форм) обучения.
В анкетировании учавствовали преподаватели СШ №6, со стажем работы от 7 до 25 лет.
По результатам, все педагоги знают какие определение понятию интерактивные методы обучения и используют их в своей работе (100%).
Чаще на уроках учителя используют такие методы как: мозговой штурм (70%), «4 угла» (60%), «заверши фразу» (60%), «кластер» (50%), игры (50%), «творческие задания (40%), «ассоциации» (40%), работа в малых группах (40%).
Данный можно увидеть в диаграмме 2.1.
Диаграмма 2.1 Наиболее часто используемые методы учителями.
Положительными результатами в обучении детей начальных классов при применении интерактивных форм и методов учителя считают:
○ развитие речи и обогощение словарного запаса, развитие логического мышления, творчества, познавательного интереса (40%);
○ интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообгащение учащихся (30%);
○ активное включение каждого ученика в процесс усвоения материала (60%);
○ интерактивное обучение снимает нервную нагрузку школьников (30%).
На вопрос «Как интерактивные приёмы помогают в развитии познавательного интереса школьников?» были получены ответы:
○ проявление стремления к самообразованию, к поиску нового (30%);
○ способствуют лучшему усвоению материала (40%).
По мнению педагогов, у учителя, работающего в интерактивном режиме, развиваются следующие качества и умения:
○ диалоговое общение (30%);
○ самосовершенствование (30%);
○ организация совместной деятельности (40%).
У 80% опрошенных имеются проблемы, мешающие чаще применять интерактивные формы и методы. В основном это проблема нехватки количества времени в процессе обучения. У 20% учителей проблем применения интерактирного режима не наблюдается. Это они регламентируют так «Главное – это желание и ориентированность на результат».
Т. о. по результатам данной анкеты можно говорить о том что, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Также мы проводили «полярное» анкетирование, целью которого являлось выявить уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы. Данные можно увидеть в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы
Методы, приёмы и формы работы |
Уровень умений | ||
1 начальный |
2 достаточный |
3 оптимальный | |
«мозговой штурм» |
10% |
50% |
40% |
«круглый стол» |
60% |
20% |
20% |
«4 угла» |
40% |
40% |
20% |
«кластер» |
10% |
70% |
20% |
«сочиним сказку» |
30% |
70% |
0% |
«заверши фразу» |
20% |
50% |
30% |
«творческие задания» |
10% |
60% |
30% |
«ассоциации» |
10% |
60% |
30% |
«ключевое слово» |
20% |
70% |
10% |
Проиллюстрируем уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы с помощью диаграммы.
Диаграмма 2.2 Уровень использования отдельных методов и форм работы с учащимися учителями школы
Таким образом, из диаграммы мы видим, что данные приёмы работы учителя используют часто (кроме приёма «круглый стол»). Ведь их использование повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Для того чтобы показать положительное влияние использования интерактивных методов обучения для познавательного интереса младших школьников, были разработаны и реализованы в уроках по различным предметам следующие интерактивные методы:
○ для решения проблемных задач и вопросов использовался такой приём, как «мозговой штурм». Его значение в том, что ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации.
○ для создания благоприятной атмосферы, актуализация знаний применялся метод «4 угла».
○ для актуализации знаний использовалась работа в малых группах.
○ для того чтобы ввести новый материал, провести словарную работу и закрепление материала, также обсуждение текста, анализ письменной работы партнёра использовалась работа в парах.
○ для того чтобы появилось общее представление об изучаемом, использовался приём «кластер».
○ для того чтобы усвоить имеющиеся связи между понятиями, использовался приём «заверши фразу».
При реализации данных методов можно отметить следующие характеристики:
- повышение познавательного интереса и как следствие активность учащихся;
- лучшее усвоение материала;
- взаимодействие учащихся;
- умение работать в команде и другое.
Таким образом, учителя начальных классов используют в своей работе интерактивные приёмы обучения. Ведь с их помощью у учащихся развивается инициативность и личностная ответственность за принимаемые ими решения; формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний; усиливаются мотивы самосовершенствования, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс; повышается эмоциональная устойчивость; снижается уровень ситуативной тревожности; повышается уровень коммуникативной компетентности.
Из вышесказанного следует, что процессу активизации познавательного интересса способствует применение интерактивных форм и методов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Фрагменты уроков в 3 классе с использованием интерактивных методов и приёмов обучения