Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:04, дипломная работа
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.
Введение.
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории педагогической мысли.
1.1 Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений личности и коллектива.
1.2 История ученического коллектива.
1.3 Российская традиция коллективного воспитания.
Глава 2. Создание эффективных моделей воспитывающего коллектива.
2.1 Социалистические эксперименты по воспитанию "нового человека"
2.2 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко.
2.3 "Мудрая власть коллектива" по В. А. Сухомлинскому.
2.4 Коммунарская методика И.П. Иванова.
2.5 Современные модели воспитывающего коллектива.
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности.
3.1 Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его формирования.
3.2 Гуманистическая концепция коллектива.
3.3 Оптимальная структура воспитывающего коллектива.
3.4 Воздействие коллектива на личность.
Заключение.
Приложения.
Библиография.
Особенности решения этих задач характеризуют особенности процесса социализации. Социализируясь, ребенок обогащается общественным опытом, реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей. Такое большое значение социализации для детей требует тщательного выбора средств, которые могут оказать действенную помощь для её проведения. И одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности, по мнению Антона Коновалова и Ольги Коноваловой69, является создание коллектива. И с этим можно согласиться потому, что именно коллектив в современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать в позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу и не растворяясь в ней. Также в условиях педагогически управляемого коллектива при реализации стремления к индивидуализации и самореализации, выбираются способы приемлемых для общества, тогда как вне него это встречается редко. Большую роль для личности коллектив играет и при развитии ответственности и планирования своих действий.
Но не любой коллектив может благотворно влиять на социализацию личности, а только тот, в котором достигнута высшая стадия развития группы. На современном этапе развития педагогики и психологии распространено мнение, что коллектив до такого своего развития проходит, уже не три, как считал Макаренко, а четыре стадии своего развития. При этом, переход на каждую стадию сопровождается изменением во взаимоотношениях коллектива и личности. На первом этапе личность входит в коллектив. Это происходит в короткое время, поэтому она не меняет свойственные ей черты, достоинства и недостатки70 от которых как раз и зависит её положение в этом коллективе. Среди таких черт влияющих на восприятие личности коллективом можно назвать: особенности самовоспитания, её социальные установки71, умения, внешность, состояние здоровья и прошлый опыт.72 Особую значимость приобретает последний, так как на начальном этапе становления коллектива каждый из его членов в своём поведении, руководствуется собственными вынесенными из прошлого опыта нормами поведения. После в процессе взаимодействия друг с другом участники группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого, благодаря чему происходит формирование уже групповых норм73. Групповые нормы выполняют в коллективе одну из важнейших функций – регулятора отношений в коллективе. Во-первых, они обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Во-вторых, становятся фактором стабилизации отношений, чем предупреждают возможность попадания в неприятную ситуацию или создания её для других. В-третьих, они избавляют члена коллектива от тревоги и неопределённости. В–четвёртых, нормы координируют, определяют эффективность деятельности не только группы в целом, но и каждого её участника. И, наконец, в пятых, нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы.74
Также, в начале становления коллектива, те или иные члены группы проявляют разную степень активности, поэтому на этапе адаптации можно выделить такие группы ребят как: пассивные - молча осматриваются, ждут, не принимая никаких действий; задающих вопросы и эспериментирующих - совершают сами или подбивают других на действия, по результатам которых делают вывод о ценностях группы, границах возможного поведения.
На втором этапе развития группы идёт разделение на группы по интересам, по общности недовольства или на основании знакомства до того, как она образовалась. Деление на микрогруппы обусловлено тем, что эмоциональный и временной ресурс человека ограничен и даже чисто физически человек не может поддерживать устойчивый контакт с кругом людей более 7-8 человек. Как правило наиболее устойчивые группы в странах СНГ составляют 6-775 человек в США 4-576. В этот период часто наблюдается непостоянство складывающихся микрогрупп, что позволяет образованию новых связей, преодолению старых стереотипов, расширению круга друзей и знакомых. Расширению круга знакомых также способствует негласно существующая в обыденной жизни норма непоощрения в людях таких качеств, как скрытность и необщительность77. Постепенно, таким образом, происходит ознакомление ребят друг с другом и при благоприятном исходе этих взаимоотношений, они выходят на новый уровень – осознания себя частью одной единой группы. Этому способствует и то, что, как бы ни отличались друг от друга входящие в состав больших групп малые группы и отдельные члены группы, они всегда несут в своей совместной деятельности и в межличностных отношениях стереотипы поведения, нормы, особенности общения, «язык», присущие большим группам78. Постепенно группа сплачиваются с её членами и микрогруппами. Сплочённость позволяет оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Но этот процесс не проходит гладко, так как если группы численностью менее 20 человек могут существовать за счёт «внутренних сил» сцепления, группы большего размера (какими являются ученические коллективы) подвергаются безраздельному действию сил разрыва, и их дальнейшее существование возможно лишь за счёт притока внешнего сплачивающего воздействия79. Таким внешним воздействием является общая совместная деятельность членов коллектива и при этом, «чем выше степень совместности деятельности детей в группе, тем интенсивнее протекают в ней процессы колективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности и сотрудничества»80. По общему правилу выбирается дело с коллективными связями (дело, где конечный результат зависит от действий каждого)81. Элементами общения при такой деятельности становятся: свободный обмен мнениями, дискуссии, коллегиальный способ принятия решений. Их возникновение способствуют формированию определённого отношения личности к группе. Она может воспринимать её как помеху, как средство достижения целей и как самоценность. При последнем восприятии группы каждым членом коллектива, появляются предпосылки для перехода на следующую стадию её развития.
Выход на третий этап происходит в сплочённой группе в момент очень высокого эмоционального подъёма возникшего, как правило, результате какого-либо яркого удачного дела. На подъеме группа может выполнять любую работу, равно как и рутинную, так и трудоёмкую. Но мотивом является не результат работы, а стремление быть вместе. В этом состоянии группа, как правило, находится недолго и переходит на четвёртую стадию развития.
На четвёртом этапе, по мнению отдельных авторов,82может сформироваться не только коллектив но и корпорация. Последний варрант нельзя назвать наилучшим, так как в результате образования корпорации группа замыкается в себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам. Само существование группы направлено на общение между её членами. Постепенно развитие прекращается, возникает стопор. Целью становится погоня за эмоциональным прежним состоянием, налаживание отношений, хотя это и остаётся безрезультатным. Поэтому наилучшим вариантом является предупреждение появления корпоративных взаимоотношений. Для этого необходимо, чтобы ребята всегда видели перспективу развития, поддерживали мотив развития. Нужны встречи с новыми людьми, выход на другие коллективы, школы. Обязательно нужна новая деятельность. Проведение всех этих мероприятий на 3-м этапе создаст прочное основание для появления настоящего развитого коллектива. Диагностическим признаком, для отличия просто группы людей и высокоразвитого сплочённого коллектива, по мнению Л.Д.Столяренко83, является положительный психологический климат, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу членов коллектива. При таких взаимоотношениях личность воспринимает группу как "мы", т.е. она для неё является референтной. В такой группе личность воспринимает не только группу как "мы", но и её ценности, взгляды, нормы как свои собственные, что ведёт к ещё большему сплочению личности и группы.
По мнению же отдельных авторов, в коллективе, в отличие от кооперации, более значительное место занимает дело и его результат84, нежели само общение. Благодаря этому достигается высокий уровень сплочённости, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, становится возможным самостоятельное решение коллективом разнообразных задач, что позволяет ему перейти на уровень самоуправления. Это позволяет развивать у каждого члена коллектива чувство ответственности даёт возможность максимально проявить себя в решении различного круга задач и проблем социализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что без совместной деятельности невозможно формирование и функционирования детского коллектива. И поэтому определённую важность приобретает правильная организация взаимодействий личности и коллектива при её реализации. Так при совместной деятельности все участники должны быть, во-первых, объединены общей целью её осуществления, во-вторых, она предполагает наличие связей её участников между собой (вербальных, оценок действий), в-третьих, между членами группы должно иметь место распределение обязанностей.
Распределение обязанностей
нередко осуществляется с
При детальном изучении взаимоотношений в коллективе обнаруживается что в даже в стабильных дружеских группах различные индивиды устойчиво выполняют одинаковые функции по отношению к группе: одни оказываются информаторами, другие - судьями и посредниками в спорных ситуациях, третьи – советчиками, четвёртые лучше умеют развеселить всех анекдотом или забавной выходкой. Совокупности функций, устойчиво выполняемых одними и теми же участниками неформальной группы, образуют позиции. Наиболее важной с точки зрения организации, так и группы позиции является позиция лидера. Лидеры бывают разными – формальными и неформальными. В данном случае мы остановимся на последнем. Неформальный лидер, в отличие от формального, никем не назначается и не избирается, он постепенно выделяется из группы в ситуациях, когда группа нуждается в организованных совместных действиях, в координации внутренних отношений, в разрешении внутренних и внешних конфликтов. Из чего можно сделать вывод о том, что тот или иной член группы может быть лидером, в каком – либо одном типе ситуаций, что нередко встречается в наиболее сплочённых, внутренне организованных группах. Неформальный лидер не только направляет и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Такого доверия к себе лидер добивается благодаря своим определённым свойствам и чертам, среди которых выделяются следующие: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако в случае возникновения ситуативных лидеров, они могут и не обладать вышеперечисленными свойствами, но в любом случае, даже ситуативный лидер должен иметь качества опыт, свойства, особенности необходимые доя оптимального разрешения ситуации в результате которой он и выдвинулся в лидеры.
При поддержке лидера всем или большинством членов коллектива, устанавливаются определённые отношения лидера с членом коллектива и целом с коллективом. В результате чего при осуществлении, какого либо дела лидер осуществляет:
В результате исполнения таких своих функций у лидера проявляется определенный стиль руководства. Один из наиболее широких перечней стилей руководства выделяет Л.Д.Столяренко85: авторитарный, либерально-анархический, непоследовательный, ситуативный и демократический. Последние два стиля руководства создают условия в коллективе для создания благоприятного психологического климата с высокой сплочённостью между его членами. Такие взаимоотношения внутри коллектива создают все предпосылки для его развития до 4 стадии, чего добиться при остальных стилях руководства не представляется возможным.
Свои нюансы возникают не только при возникновении коллектива, но и при вхождении в него новых членов. В современной школе этот процесс приобретает особую актуальность, потому что состав школьного класса на протяжении всех лет обучения не остаётся стабильным. Вхождение в новую группу не всегда протекает гладко. В периоды адаптации, индивидуализации, интеграции личности в коллективе86 могут осложняться межличностными конфликтами и переживаниями новичка, которые могут тормозить развитие его личности и деформировать развитие коллектива. Вхождение нового члена в коллектив определяется, прежде всего, тем, что собой представляет группа, в которую он пришёл. Её адаптирующие возможности зависят от ложившегося уровня развития межличностных отношений. Если класс по своим социально-психологическим характеристикам относительно близок к развитому коллективу, то новичка авансируют доверием, заранее приписывая, ему позитивные черты личности. Приписывая такие черты, создавая более благоприятные условия для новичка, группа способствует ответной реакции личности и торможению того, что в ней есть худшего8788.В группах относительно не высокого уровня развития, неблагоприятно сложившимся межличностным отношениям, на новичка будет не просто распространяться общее негативное отношение друг к другу, но оно будет проявляться в гипертрофированной форме89.
Информация о работе Развитие представлений о коллективе и личности в истории