Развитие представлений о коллективе и личности в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.

Содержание

Введение.
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории педагогической мысли.
1.1 Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений личности и коллектива.
1.2 История ученического коллектива.
1.3 Российская традиция коллективного воспитания.
Глава 2. Создание эффективных моделей воспитывающего коллектива.
2.1 Социалистические эксперименты по воспитанию "нового человека"
2.2 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко.
2.3 "Мудрая власть коллектива" по В. А. Сухомлинскому.
2.4 Коммунарская методика И.П. Иванова.
2.5 Современные модели воспитывающего коллектива.
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности.
3.1 Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его формирования.
3.2 Гуманистическая концепция коллектива.
3.3 Оптимальная структура воспитывающего коллектива.
3.4 Воздействие коллектива на личность.
Заключение.
Приложения.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 550.12 Кб (Скачать файл)

Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть вопросы  интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов».  А   коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал  ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы  что-то своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива после каждой учебной четверти.

Рассмотрев взгляды В.А. Сухомлинского, мы можем высоко оценить его справедливое понимание сущности коллектива, взаимоотношений личности и коллектива, в уважении к человеку и вере в него.

 

2.4    "Коммунарская  методика" И.П. Иванова.

Ещё одну модель коллективного воспитания, доказавшую на практике свою эффективность,  создал академик И.П.Иванов.

Особенностью коллектива являлся, не только высокий уровень развития коллектива, но и появление желания у членов коллектива к выполнению поставленных задач, за которые часто  они  не получая ничего взамен.

Скорее всего, успех крылся в самой модели, а не в личности её создателя. Такой вывод можно сделать на основании практики её применения.  Модель продолжала существовать и без участия её создателя, более того, на её основе были созданы многие другие коллективы. Таким фактом не могла похвастаться ни одна другая модель, в том числе и созданная А.С.Макаренко.

Жизнь коллектива начинается с его формирования. Формирования коллектива по системе Иванова начиналось с лидера группы (педагога) который  перед организацией коллектива формировал его идейную платформу, критерии членства в нём. После формирования  коллектива,  лидер  группы  которого называли комиссаром, становился её идейным руководителем.  Сформулированные комиссаром идеи, были важны, так как с их позиции происходило рассмотрение поступков и суждений группы. Сам механизм организации коллектива был динамичен. Это происходило, потому что центром была деятельность коллектива, а его организация зависела от выполняемый в конкретный момент задач. Но, тем не менее, неизменным оставалось существование высшего органа власти, которым был «огонёк»40, на нём,  общее собрание решало самые значительные вопросы, среди которых можно выделить:

  • анализ отчетного периода (между сборами);
  • планирование ближней перспективы;
  • планирование дальней перспективы; (на полгода, год и более);
  • глобальный ретроспективный анализ и оценка текущего состояния клуба;
  • решение вопросов членства;
  • решение вопросов методологического, законодательного и идеологического порядка,
  • выбор  дежурных  командиров.

Для эффективной организации большого коллектива, И.П.Иванов, предлагал в его рамках создавать и небольшие по численности  (15-30 человек).

В коллективе существовала, своеобразная, исполнительная власть в лице дежурных командиров. Срок их полномочий определялся длительностью порученной им задачи. Если избирался командир клуба, то он мог занимать своё положение до года, если выполнялась текущая задача, то полномочия командира могли измеряться часами. Такая особенность длительности выполнения командирами своих полномочий обусловливалась существованием принципа взаимоподчинения, при котором каждый член группы в какой-то период является чьим-то руководителем, и каждый (включая комиссара) - подчиненным. Такая система помогала вкупе с анализом поступков, регулировать лидерские притязания и развивать навыки организатора у каждого члена группы.

Но, тем не менее, «сердцем» модели была не её структура, чем-то схожая со структурой рассмотренных выше коллективов, а сам процесс её  деятельности. По мнению Иванова, каждый из членов большого или малого коллектива, постоянно должен быть занят выбором, планированием реализации, и решением  каких-либо поставленные  задач. Для реализации этой идеи он с эффективностью использовал  «Коллективные творческие дела». Основа  их эффективности лежала в 3-х её элементах41:

– в улучшении окружающей жизни и жизни коллектива,

– в творческом  характере каждого дела (осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации), 
– в единстве шести отдельных стадий организации каждого дела.( первая: роль и необходимость (КТД); вторая планирование (КТД);третья подготовка проведения (КТД); четвёртая: проведение (КТД); пятая: подведение итогов и их анализ; шестая: мероприятия для извлечения пользы из итогов.)

Кроме (КТД) в организации деятельности коллектива  использовались   «чередующиеся творческие поручения» (ЧТП). Суть их заключалась в том, что отдельным членам коллектива или микроколлектива поручались творческие поручения, обязанность исполнения которых переходила в от одних к другим. И.П.Иванов например рекомендовал следующие виды чередующихся творческих поручений:

 

Вид поручений

Выполняемые функции

Хозяева

Санитары

Журналисты

Газетчики

Любознательные

Книголюбы

дежурят, заботятся о порядке

заботятся о внешнем виде товарищей

готовили устные рассказы

выпускают газету

проводят викторины, придумывают загадки

знакомят с книжными новинками…


 

  У всех выполняемых дел и  задач,  была  своеобразная  иерархия. Они делились на 3 группы. Наибольшую значимость имела первая группа, в которую входили дела,  реализующиеся на внеколлективные нужды. Во вторую входили дела для нужд всего коллектива, а в третью для удовлетворения индивидуальных потребностей  члена коллектива. В последней группе преимущество отдавалось делам, выполняемым для товарища, а не для себя.42

В качестве комментария  И.П.Иванов, не умаляя роль приятных, интересных и физически легких дел, замечал, что наибольшую воспитательную воспитывающую силу дают работы, выполняемые бескорыстно43. Таким образом, на новом историческом витке в деятельности коллектива наконец реализовалась идея Э.Фромма о том, что наиболее значимой с точки зрения воспитания, является такая деятельность, в которой личность ощущает себя субъектом, а не объектом. Может быть, в этом и кроется непреходящий успех методики И.П.Иванова?

При организации коллектива он учитывал коллективные взаимоотношения. Изначально формирование  группы должно проходить с   учётом психологической совместимости его членов. Что приобретало особую актуальность, когда группа находилась,  например, вне общества – в походе, которому педагог  придавал большое значение, как средству формирования «ситуационного образца».

Все вышеперечисленные моменты системы И.П.Иванова, определяли  необходимость правильной организации работы органов коммуны и распределение среди них обязанностей.

На огоньке, как упоминалось выше, рассматривались самые значительные вопросы всем составом коллектива. Но в случае если общее собрание состояло из значительного числа участников, то огонёк проводился как общим собранием, так и в малых группах. В малых группах решались вопросы: личностного и конкретно-делового уровня, на общем же: законодательные; членские; разрешения конфликтов между подразделениями; общей информации и планирования.

Такая структура «огонька» позволяла экономить время и учитывать мнение каждого из его  участников  и формулировать единую позицию коллектива. Почему единую? Потому что при совещании существовал принцип «единогласности». Если голосовал весь коллектив за, то решение принималось, если хоть один воздерживался – решение откладывалось. Такой метод давал возможность решать ряд задач, главные среди которых: формирование микроклимата и сохранение чистоты рядов44. Первая задача достигалась благодаря  чувству дружеской лояльности, если  противоречие не носило  принципиального характера, а вторая когда противоречие носили принципиальный характер. В последнем случае,  противник общего решения,  при систематическом не согласии с группой ей отторгался.

Особенно необычным элементом в системе И.П.Иванова являлось  наказание. Способы наказания отличались  от способов наказания в уже рассмотренных, «воспитательных  коллективах». Так, например, в качестве наказания применялась «разгрузка» или «санаторий», которые заключались в лишении права работать в течение следующего периода (суток, недели). Эти виды наказаний предусматривали: переноска рюкзака наказанного участника похода, кормление с ложечки и прочий сервис. И самым интересным в ней оставалось не это. Придумать можно и более экстравагантные45 методы наказания, но не все они будут действовать, а этот метод, на фоне интенсивной работы остальных членов коллектива оказывался на редкость эффективным. Но возможно также нужно заметить и то что  его эффективность не была бы столь существенна, если бы он применялся и вне этой модели воспитания.

Наиболее интересно, модель  И.П.Иванова описана в книге  Симона Соловейчика46.  И это неудивительно, так как модель была рассмотрена со слов самих членов коллектива. В начале книге задаётся наиболее актуальнейший вопрос темы данной работы: «но для чего же тогда коммуна?»47и на той же странице дан ответ: «Красивая жизнь – это когда ты чувствуешь, что нужен людям и ты сам нужен, и вся твоя коммуна…».

Говоря выше о модели коллективного воспитания И.П.Иванова  мы не раз говорили о её эффективности. В чём же заключалась эффективность? И в книге Симона Соловейчика приведены сведения о том  что члены коммуны: «не нуждались в надзоре, они могли оставаться одни на любое время и при этом не было никаких ЧП и нарушений дисциплины».48При длительном воспитании методом Иванова: «снимается проблема хулиганства, пьянства, воровства, агрессивности, грубости, порчи имущества, аморального поведения, юношеского скептицизма и критиканства, неуважительного отношения к взрослым…»,    49 а также вещизма  потребительства. Но на этом её достоинства не заканчивались, она помогала и в будущем, так  некоторые  ребята вышедшие из коммуны с успехом учились в престижных университетах: Институт Международных отношений, Сорбонне и.т.д.

Да и это всё, невольно воспринимаемое как фантастика,  достигалось с помощью методики Иванова ключом, к которой были Забота и Творчество50. Ребята соревновались за то, кто больше доставит радости, моделировались отношения: «взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания, взаимной симпатии»51

Такой успех методики И.П.Иванова без внимания не остался. Его модель получила распространение,  и были созданы спутники-коммуны, где применялась такая же методика организации коллектива. И Симон Соловейчик отмечал успех этой модели в спутниках52.

И, в заключение, можно справедливо отметить, не смотря на всю экстравагантность модели И.П.Иванова, она достойно себя зарекомендовала. Более того, успех модели, повторялся и при организации новых коллективов, и поэтому,  не встречая географических и временных препятствий, она и получила широкое распространение.

 

2.5    Современные  модели воспитывающего коллектива.

Как уже упоминалось выше, страны западной Европы и США  где в 20 веке, традиционным считалось индивидуальное воспитание, так или иначе проявляли интерес к коллективным или, как они нередко писали, общинным формам воспитания. Такой интерес к общинному воспитанию, по-видимому, был вызван не только поисками альтернативных форм воспитания, но и  отличием от знакомой им практики индивидуального воспитания  и отличием от жизни в семье.

Как отмечают западные специалисты, по всему миру существовали  три модели общинного воспитания:

    1. Колония М.Горького
    2. Поселение «Брудерховт Гутеров»
    3. Кибуц.

Но если первый из них уже был рассмотрен выше, то два последних для нас пока ещё остаются не рассмотренными.

О поселении  «Брудерховт Гутеров» каких либо  значительных сведений не сохранилось; известно разве, что особенностью этого поселения было то, что его члены принадлежали к анабаптистской общине. Эта община на протяжении 100 лет размещалась в Малороссии, до того как между 1884 и 1879 годов они перебрались в Америку. Интересным является рассмотрение  быта, хозяйствования и методов  воспитания у Гутеров и  Макаренко. После их изучения бросается на глаза их схожесть с практикой Кибуцев.

Кибуц (понятие восходит к ивритскому слову «квуца» (группа) - представлял собой изначально сельское поселение, организованное как социалистическое производственное товарищество.

История рассеянных по всей земле кибуцев насчитывает 90 лет. В настоящее время имеется около 260 таких коммун, это примерно 115 тысяч человек. В одной коммуне проживают примерно от 100 до 2000 тысяч человек. В общей сложности в кибуцах проживает примерно 2% населения Израиля.

Однако вклад кибуцев в сельское хозяйство и производство промышленной продукции выше. В 1998г – 33 и 8.4 %. Жизненный уровень в кибуцах выше, чем в среднем по стране. Казалось бы, как эти показатели производительности труда относятся к рассматриваемой теме? Но они имеют значение и имеют самое  непосредственное отношение к теме. Они показывают высокую эффективность, определённым образом созданных и действующих по определённым правилам коллективов. Легче достигаются результаты в производстве в учёбе или в любой другой сфере  не там, где человек человеку волк, а там где человека окружает тёплая атмосфера, где нет злорадства, а есть взаимовыручка и взаимопомощь.  И эти же результаты, показывают на фактах, что при коллективной организации какой либо деятельности, высокие результаты в конечном итоге сказываются на каждом человеке входящем и работающем на благо всего коллектива. Именно поэтому даже западные специалисты отмечали, что кибуцы отличаются «высоким уровнем техники, рационализацией всех работ и достижением высоких результатов».

Информация о работе Развитие представлений о коллективе и личности в истории