Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 04:01, курсовая работа
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организационном педагогическом процессе…………………………………………………………5
1.1. Организационный педагогический процесс, направленный на обучение...................................................................................................................5
1.2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….8
II. Исследование речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.1. Анализ уровня развития, описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….14
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное (ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок, скворятки, скворчатки, скворенки), прилагательное (кашенная, растайчивая, сердитные, обиденные, обедный, длинноуший), глагол (гакает, прокатнулся, втыкнул).
В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. Многочисленные случаи неверной постановки ударения. И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.
Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н,Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:
1. Звуковая культура речи.
Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. Совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.
Хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).
2. Грамматический строй речи.
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
3. Лексическая сторона речи.
К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
II. Исследование речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня развития, описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригировать занятия в группе. Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу дети должны иметь приблизительно одинаковый уровень речевого развития.
Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному установлению уровня развития ребенка. Это выборочное обследование, объединение ряда заданий на выявление состояния сформированности разных разделов речи. При выявлении состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и в повседневной жизни: педагог в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей, отмечая ее недостатки и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее), а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.
Предлагаемые ниже материалы по обследованию речи детей шестого года жизни предусматривают различные типы заданий, направленных на выявление состояния развития произносительной стороны речи и ее восприятия.
Произносительная сторона речи. При этом обследовании предлагается ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку (рассказ). Необходимо записать слова, которые он произнес неверно, и отметить следующее:
- громкость чтения;
- скорость (темп) речи;
- интонационная выразительность;
- четкость (дикция) речи;
- умение соблюдать литературные нормы произношения (орфоэпия);
- звукопроизношение – у кажите, какие звуки дети произносят неверно и сколько таких детей (в %).
Особое внимание нужно обратить на правильное произношение звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь. При установлении нарушений со стороны звукопроизношения нужно выяснить причину: отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов, несовершенство фонематического восприятия, слабый речевой выдох.
Восприятие речи.
а) Фонематическое восприятие:
- умение определять наличие заданного звука в слове;
- умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов;
- умение услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы;
б) Речевой слух:
- умение замечать смысловые неточности в речи;
- умение определять на слух громкость звучания голоса в речи;
- умение определять на слух тембр голоса;
- умение определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру;
- умение на слух выделять акцентируемое слово во фразе;
- умение слышать неточности в тексте и правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали содержанию.
Проведем обследование словаря детей старшего дошкольного возраста, задачи которого заключаются в следующем:
1. Определить две группы
детей (контрольная и
2. Подобрать методики
для обследования словаря
3. Определить критерии
развития словаря детей
4. Провести обследования
словаря детей старшего
При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.
Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики.
1. Первая методика Ф. Г. Даскаловой.
Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов – конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.
Список слов, включенных в тест-словарь.
Для 4 лет: отец; сон; сказка; рыба; игра; камень; краска; лошадь; удочка; облако; кошка; встреча; огонь; сердце; хлеб; волосы; озеро; картина; работа; свобода.
Для 5 лет: езда; врач; змея; фрукты; девочка; язык; стул; ухо; зуб; товарищ; смерь; деньги; удовлетворение; суп; любовь; мир; смех; боль; жара; голод.
Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для пятилетних детей – 60, шестилетних – 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень развития словаря;
2 балла – средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
2. Вторая методика, методика В.И. Яшиной «Диагностика лексического развития». Детям предлагались три задания.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка – 30 баллов.
Задание № 2. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка – 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов – если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Задание № 3. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?). Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – если придумано более 3 слов; 1 балл – если придумано менее 3 слов; 0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.