Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организационном педагогическом процессе. Развитие речи в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 04:01, курсовая работа

Краткое описание

Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организационном педагогическом процессе…………………………………………………………5
1.1. Организационный педагогический процесс, направленный на обучение...................................................................................................................5
1.2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….8
II. Исследование речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.1. Анализ уровня развития, описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….14
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организационном педагогическом процессе.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов – соответствует высокому уровню. 32-49 баллов – старшему. Менее 32 баллов – низкому уровню лексического развития детей.

3. Третья методика, методика Н.И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)»

По этой методике детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды. Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети – летом и зимой – днем и ночью – начиная с головы и кончая ногами».

Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть...» артикуляция становится очень четкой. Воспитатель говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.

Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть...» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, взрослый помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время – летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.

Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Воспитатель записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).

Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда воспитатель спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае нужно остановить ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.

Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес. называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.

 

2.2. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

 

В процессе обследования словарного запаса детей учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп. В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы. В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

 

 

Таблица 1 Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

ФИ

Воз-раст

1-я методика

2-я методика

3-я методика

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

1

Лиза

5,5

2 б.

2 б.

2 б.

6 б.

Средний

2

Миша

5,8

3 б.

2 б.

3 б.

8 б.

Высокий

3

Кирилл

5,6

1 б.

2 б.

2 б.

5 б.

Средний

4

Аня

5,7

1 б.

1 б.

1 б.

3 б.

Низкий

5

Оля

6,2

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий


 

Таблица 2 Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

ФИ

Воз-раст

1-я методика

2-я методика

3-я методика

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

1

Ваня

6,3

1 б.

1 б.

1 б.

3 б.

Низкий

2

Дима

5,5

3 б.

3 б.

3 б.

9 б.

Высокий

3

Лена

5,10

1 б.

2 б.

2 б.

5 б.

Средний

4

Маша

5,9

2 б.

2 б.

1 б.

5 б.

Средний

5

Денис

6,1

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий


 

При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки. А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

При работе по третьей методике, в общем дети дали средний результат. Путаются в определениях верхняя и нижняя одежда, частые повторения слов.

Вывод в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. Его нужно развивать. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

 

 

 

Заключение

 

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к речевой деятельности. Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики. Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
  5. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. − К.: Рад. школа, 1984.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
  8. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Москва «Школьная пресса» 2004.
  9. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред.О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001.
  10. Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. – М.: Просвещение. – 1997.
  11. Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Волгоград «Учитель» 2006.
  12. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  13. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.
  14. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  15. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. − М.: Просвещение, 1966.
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  17. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. – 1998. - №9.
  18. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. – 1995. - №1.
  19. Ушакова Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. – 1999. – №3.
  20. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», Москва, «Гном», 2008.

 

 


Информация о работе Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организационном педагогическом процессе. Развитие речи в дошкольном возрасте