Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием чистоговорок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие речи у детей с ОНР 3 уровня с использованием чистоговорок.
Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – чистоговорки как средство развития речи у детей с ОНР 3 уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика общего недоразвития речи 11
1.3. Характеристика видов нарушения речи у детей при общем недоразвитии речи 3 уровня 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСТОГОВОРОК 25
2.1. Чистоговорки как жанр устного народного творчества 25
2.2. Анализ диагностических методик по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40

Вложенные файлы: 1 файл

11152 Кур.р. Логопедия.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

1.     Изучение  уровня речевой коммуникации. Методические  указания: Для изучения коммуникативных  умений детей проводятся наблюдения  за их свободным общением. В  процессе наблюдения обращается  внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

2. Изучение уровня связной  речи детей. Методические указания: Для изучения уровня связной  речи используется методика «пересказа  текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

 Пересказы детей записываются  и анализируются по показателям, приведенным в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 – Показатели пересказов детей29

1. Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

2. Структурирование текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4. Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста


 

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

 Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому  уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

3. Изучение словарного запаса детей. Методические указания: Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

 Задание № 1. Классификация  понятий. Материал: 30 картинок с изображением  животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки.

 Например, подобрать картинки  с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

 Задание № 2. Подбор  антонимов. Проводится в форме  игры «Скажи наоборот».

 Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный - веселый, молодой - старый, тонкий - толстый, трусливый - смелый; высоко - низко, далеко -близко; смеяться - плакать, бежать - стоять, разговаривать - молчать).

 Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово  является антонимом заданному; 0 баллов — не соответствует.

 Задание № 3 Подбор  синонимов. Проводится в форме  игры «Скажи по-другому».

 Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению.

 Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

 Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово  является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю.

 Задание № 4. Подбор  определений. Проводится в форме  игры в слова. Ребенку предлагается  придумать к названному слову  как можно больше определений.

 Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?)

 Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответ­ствующих  названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов — ответ не соответствует семантическому полю слова.

 После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявление  словаря, подсчитывается суммарная  оценка.

 Высшая оценка — 60 баллов, соответствует высокому  уровню; 35—50 баллов — среднему; менее 35 баллов — низкому уровню лексического развития ребенка.

4. Изучение грамматической  стороны речи. Методические указания: Необходимо выявить уровень владения  грамматическими конструкциями, умение  самостоятельно образовывать слова.

 С этой целью предлагаются  игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

 Задание № 1. Понимание  грамматических структур. Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

 Педагог произносит  фразу и просит ребенка проиллюстрировать  ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др.)30.

 Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность  задания заключается в необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил.

 Задания выявляют, интерпретируют  ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий.

 Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая  оценка 10 баллов.

 Задание № 2. Образование  форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

 Материал: 10 картинок  с изображением животных и  их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.).

 Задания предъявляются  в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие  друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы - лисята, у лисы много лисят и др.).

 Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих  форм - 2 балла; 1 балл - незначительное  отклонение от нормы; 0 баллов - неверные  ответы.

 Задание № 3. Конструирование  предложений. Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном  падеже, глаголы - в неопределенной  форме), из которых он должен  составить предложение. Всего 5 наборов  слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.)

 Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - предложение сконструировано  правильно; 1 балл - есть незначительные  отклонения от правил; 0 баллов - не  все слова использованы, есть  нарушения правил.

 Результаты выполнения  заданий фиксируются и подвергаются анализу.

 После выполнения всех  трех заданий, направленных на  выявление уровня грамматических  навыков, подсчитывается их суммарная  оценка. Высшая оценка - 50 баллов, соответствует  высокому уровню; 32-49 баллов среднему; менее 32 баллов - низкому уровню.

5. Изучение состояния  звуковой стороны речи. Методические  указания к обследованию речи: для выявления особенностей звукопроизношения  детей можно использовать широко  известную стандартную методику.

 Важно проверить, как  дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи.

 С этой целью применяются  наборы предметных и сюжетных  картинок, в названии которых  проверяемые звуки находятся  в разных позициях.

 Для проверки умений  дифференцировать звуки ребенку  предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з – с, ж – ш, б - п, г - к, л - р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания31.

 Результаты обследования  речи заносятся в таблицу, где  знаком (+) отмечается правильное  произношение, умение дифференцировать  звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук - заместитель.

 Речь детей оценивается  по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей.

 Высший балл - 3, соответствует  высокому; 2 - среднему; 1 - низкому уровню  развития звуковой стороны речи  детей:

6. Изучение уровня практического  осознания элементов речи. Задания:

1. Скажи одно слово.

2. а) Произнеси один звук,

 б) Сколько звуков в  слове «ДОМ»?

 в) Назови звуки в  этом слове.

3. а) Скажи одно предложение,

 б) Сколько слов в  предложении «Дети любят играть»?

 в) Назови первое слово, второе, третье.

 Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Результаты обследования заносятся в таблицу:

 Оценка в 7 баллов соответствует  высокому, 3-4 балла среднему и  меньше 3 - низкому уровню осознания  языковых элементов.

Обработка и интерпретация результатов. Вывод об уровне речевого развития детей делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

 Совпадение качественных  оценок указывает на общую  оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития: высокому, среднему, низкому. Результаты обследования  оформлены в итоговой таблице.

Исследование можно подытожить развлечением по теме «Чистоговорки» (приложение 1).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К числу важнейших задач логопедической работы со старшими  дошкольниками, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи), относится формирование у них связной диалогической и монологической речи. Это необходимо как для преодоления системного нарушения речи, так и для подготовки детей к школе. Именно этим обусловлена актуальность исследования.

В первой главе мы провели работу по изучению теоретических основ изучения развития речи у детей на современном этапе. Был рассмотрен процесс развития речи в онтогенезе, дана характеристика общего недоразвития речи и видов нарушения речи у детей при общем недоразвитии речи 3 уровня.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. Нарушение связной речи является характерным для детей с общим недоразвитием речи. В зависимости от степени недоразвития речи зависит и уровень овладения ребенком связной монологической речью. На каждом этапе речевого развития существуют свои характерные особенности, влияющие на формирование этого навыка.

Во второй главе изучен методический аспект развития речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием чистоговорок. Рассмотрены чистоговорки как жанр устного народного творчества, проанализированы методики по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Замечено, что использование чистоговорок при общении с ребёнком  приводит к значительному расширению активного словаря ребёнка, что является важной задачей словарной работы; влияет на формирование грамматического строя речи ребёнка, а также способствует воспитанию звуковой культуры речи ребёнка.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арушанова А.Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты: Теоретический курс / А.Г.  Арушанова.– М.: МЭГУ, 1995.
  2. Бойкова С.В. Содержание работы по развитию связной речи у дошкольников. // Логопед в детском саду, № 5, 2005. – С.76-82.
  3. Волкова Г.А. Коррекционная педагогика. Логопедическая ритмика. – М., 2001. – 324 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр.соч. Т.2. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002. – 232с.
  6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М., 2005. – 68 с.
  7. Ельчанинова И.В. Организация коррекционной работы с детьми логопедической группы. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.28-30.
  8. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998. – 239 с.
  9. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. // Дефектология, №2, 1985. – С.10-13.
  10. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1982. – 427 с.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.  Леонтьев. - М.,1981.
  12. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников/ М.И. Лисина.  – М., 1974.
  13. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р.  Лурия. - М.: МГУ, 1979.
  14. Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи. // Логопед в детском саду, №1, 2004. – С.3-9.
  15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.– 145 с.
  16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика- Пресс,1994.
  17. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Р н/Д.: «Феникс», 2003.
  18. Полохина В.В. Организация занятия воспитателем в группе для детей с общим недоразвитием речи. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. –С.30-35.
  19. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 20.
  20. Серебрякова Н.В. и др. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М., 2001. – 187 с.
  21. Спирова Л. Ф.  Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи; Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР.— М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  22. Устелец А.В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.5- 6.
  23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Институт психотерапии, 2001.
  24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – 234 с.
  25. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
  26. Шахнорович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, №3, 1979. – С. 7-9.
  27. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. – М., 1995. – 137 с.
  28. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958.

Информация о работе Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием чистоговорок