Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:02, курсовая работа
Цель: изучить развитие речи у детей с ОНР 3 уровня с использованием чистоговорок.
Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – чистоговорки как средство развития речи у детей с ОНР 3 уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика общего недоразвития речи 11
1.3. Характеристика видов нарушения речи у детей при общем недоразвитии речи 3 уровня 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСТОГОВОРОК 25
2.1. Чистоговорки как жанр устного народного творчества 25
2.2. Анализ диагностических методик по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
Конкурс «Всех чистоговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
В конкурсе принимают участие команды «Говорунишки» и «Болтунишки», соревнующиеся в четком, быстром и выразительном проговаривании чистоговорок: фольклорных и современных, самостоятельно сочиненных и проиллюстрированных совместно с родителями. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и участием персонажей: Аграфены Дормидонтовны и говорящего Мишки. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы.
Сценарий конкурса.
ЗАДАЧИ
ОБОРУДОВАНИЕ
Аудиомагнитофон, сюжетные картинки к чистоговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка — говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.
Предварительная работа: дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — учат наизусть по одной чистоговорке, подобранной самостоятельно по желанию, делают рисунок к этой чистоговорке; воспитатель делит детей на две команды — «Говорунишки» и «Болтунишки».
Организационный момент.
Вступительное слово логопеда
Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Знаете ли вы, что чистоговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение чистоговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря чистоговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить.
Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех чистоговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой. В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь родители. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляет членов жюри.) Всего в конкурсе семь заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика, в зависимости от оценки жюри. В конце конкурса количество колокольчиков, заработанных каждой командой, подсчитывается.
Задание 1.
Чистоговорки-«невелички»
Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен повторить за мной громко, четко и быстро чистоговорки-«невелички», когда я передам ему в руки бубен — звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.
Чистоговорки для команды «Болтунишки»
Веня и Иван не виноваты.
В дневнике у Вадима девять двоек.
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
Дима дает Дине дыню.
Дядя Федя дал меда медведю.
Сынок не носит косынок.
У забияки змея за пазухой.
Наш шпион выше вашего шпиона.
Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
Чистоговорки для команды «Говорунишки»
Внимание: в водоеме водяной.
У Бобика в будке будильник.
У Пети Потапова папа — капитан.
Попугая не купают, попугая покупают.
Дома один Дима и два Вадима.
Опять Антон пьет кипяток.
Десять совят на сосне сидят.
Синице гусеница снится.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
У зеленой елки колкие иголки.
Жюри объявляет результаты первого задания.
Задание 2.
Бабушкины чистоговорки
Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».
Логопед. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. (Ее роль исполняет воспитатель группы.)
Аграфена Дормидонтовна. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести мое имя.
Дети (хором). Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!
Аграфена Дормидонтовна. Слыхала я, что вы чистоговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и чистоговорки четко и быстро повторите.
Иллюстрированные чистоговорки для команды «Болтунишки»
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.
Иллюстрированные чистоговорки для команды «Говорунишки»
Стоит воз овса, возле воза овца.
Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.
Задание 3.
Артистичные чистоговорки
Логопед. Чистоговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная чистоговорка:
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести чистоговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.
Жюри подводит итоги заданий.
Задание 4.
Звукобуквенные чистоговорки
Логопед. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать чистоговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы.
На мольберте представлены изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К.
Чистоговорка для команды «Болтунишки»
Катя лопаткой копала канавку. (Звук [к] и буква К.)
Чистоговорка для команды «Говорунишки»
В пенале у Полины паук плетет паутину. (Звук [п] и буква П.)
Жюри оценивает задание.
Динамическая пауза
Логопед предлагает детям немного отдохнуть, потанцевать под музыку песни «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев, дети повторяют за ним, танцуют.
Задание 5.
Творческие чистоговорки
Логопед. Чистоговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить чистоговорки вам помогут картинки. (Приглашаются по одному человеку от команды.) Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба, другая — с изображением кошки, матрешки, машины. Примерные варианты чистоговорок:
Гриб и роза росли под березой.
В машине по дорожке едут матрешка и кошка.
Жюри оценивает задание.
Задание 6.
Чистоговорки, выученные дома
Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить чистоговорку и что-нибудь нарисовать к ней.
Участники команд произносят чистоговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.
Жюри оценивает задание.
Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные чистоговорки, например:
Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.
Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.
Большой плот медленно плыл по ласковым теплым волнам, и маленькая лодка его обогнала.
Эти чистоговорки я теперь использую в своей практике.
Задание 7.
Мишкина чистоговорка
Логопед. Наш конкурс подходит к концу. Последнее задание вам предлагает выполнить наш гость — говорящий Мишка. (Держит мягкую игрушку, которая при нажимании на нее «произносит» текст чистоговорки.) Послушайте его внимательно и попробуйте повторить за ним чистоговорку громко, четко, выразительно и быстро (Приглашает по несколько человек от команд.)
Мишка
Чтобы лучше говорить,
Ты сумей-ка повторить:
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой
и стрижонком.
Испугались медвежонка…
А ну-ка, повтори!
Жюри оценивает задание.
Итог задания
Логопед. Конкурс завершился. Я предоставляю слово жюри.
Жюри подсчитывает количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляет команду-победительницу.
Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите чистоговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.
1 Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1982. – 427 с.
2 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 20
3 Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. - М.: Педагогика- Пресс,1994.
4 Шахнорович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, №3, 1979. – С. 7-9.
5 Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи; Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР.— М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
6 Полохина В.В. Организация занятия воспитателем в группе для детей с общим недоразвитием речи. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. –С.30- 35.
7 Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. // Дефектология, №2, 1985. – С.10-13.
8 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.,1981.
9 Серебрякова Н.В. и др. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М., 2001. – 187 с.
10 Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников/ М.И. Лисина. – М.,1974.
11 Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1982. – 427 с.
12 Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников/ М.И. Лисина. – М.,1974.
13 Серебрякова Н.В. и др. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М., 2001. – 187 с.
14 Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1982. – 427с.
15 Серебрякова Н.В. и др. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М., 2001. – 187 с.
16 Арушанова, А.Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты: Теоретический курс / А.Г. Арушанова.– М.: МЭГУ, 1995.
17 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002. – 232 с.
18 Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. -М.: Институт психотерапии, 2001.
19 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – 234 с.
20 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – 234 с.
21 Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958.
22 Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958.
23 Устелец А.В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.5- 6.
24 Устелец А.В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.5- 6.
25 Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи. // Логопед в детском саду, №1, 2004. – С.3-9.
26 Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи. // Логопед в детском саду, №1, 2004. – С.3-9.
27 Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.– 145с.
28 Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1979.
29 Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998. – 239с.
30 Ельчанинова И.В. Организация коррекционной работы с детьми логопедической группы. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.28-30.
31 Ельчанинова И.В. Организация коррекционной работы с детьми логопедической группы. // Логопед в детском саду, № 2, 2004. – С.28-30.