Развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социаль-но-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются бла-гоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком род-ного языка в максимально сензитивные для этого сроки. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи.
Понятия: монолог, описание, рассуждение, повествование…………… 6 - 8
Психолого – педагогические исследования по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников…………………9 - 13
Работа в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников…………………………………………… 14 - 16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа.
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа…………………………17 - 21
2.2. Организация НОД с целью развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа………….22 - 27
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов…………………………………………………………………………………………..28 - 31
Заключение……………………………………………………………………………………………… 32 - 33
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

целая курсовая теория.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

С.Л.Рубинштейн, развивая умение о монологической речи, в первую очередь отмечал, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении.

    Таким образом, С.Л.Рубинштейн четко выделял в контекстной речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как особого вида речемыслительной деятельности.

Намеченная  в работах , С.Л.Рубинштейна идея о наличии в контекстной монологической речи мыслительного (содержательного) и речевого (структурного) плана, получила свое последующее развитие в трудах Н.И.Жинкина[10, с. 133].

    А.А.Леонтьев, соединяя два понятия: «монолог» и «текст», ввел новое понятие «текст монологической речи», выделив в качестве основных его характеристик цельность и связность[6, с.58].

    Учитывая сложную организацию устной монологической речи, А.А.Леонтьев делал вывод о необходимости специального и «речевого воспитания», направленного как на формирование умений, связанных с произвольностью и развернутостью, так и на формирование речевых умений, касающихся структурной организованности текста монологического высказывания[5, с.92].

    Важный для понимания организации процесса связной речи является точка зрения А.Р.Лурии, считавшего, что актуализация полной формы механизма порождения присуща самостоятельной, инициативной монологической речи[7, с.81].

    Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.).

    Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение верно выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности».

    Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли[17, с.113].

    Идеи К.Д. Ушинского были развиты и конкретизированы Е.И. Тихеевой применительно к детям дошкольного возраста. Ею была показана роль монологической речи, ее связь с диалогической. Предложены некоторые средства и формы обучения монологу, определены доступные дошкольникам виды рассказывания.

    Развитию речи вообще и развитию связной монологической речи в частности она отводила первостепенную роль. Е.И. Тихеева считала, что обучать рассказыванию можно в процессе любого вида работы. Это и общение в быту, беседы с детьми, согретые интересом ребенка к тому, что он видит в данный момент или видел (слышал) когда-то или о чем ему читали. Для обучения дошкольников рассказыванию Е.И. Тихеева рекомендовала использовать картины, предметы, явления окружающей жизни, художественную литературу, труд, рассказы, беседы и т.д. [13, с.66].

    Е.И. Флёрина большую роль отводила работе с «живым» словом, художественной литературе. Она считала, что литературные произведения расширяют знания и представления дошкольников об окружающем, обогащают содержание самостоятельных высказываний детей[1, с.108].

    В исследовании М.М. Кониной намечена последовательность в работе с картиной. Особого внимания заслуживает то, что выделяются два направления в обучении рассказыванию по картинам – их описание и составление повествовательных рассказов[17, с.126].

    Особенности и методика формирования монологической речи у старших дошкольников на основе ознакомления с природой раскрыты в исследовании Н.Ф. Виноградовой. В нем подчеркнуто, что дошкольников следует обучать сначала составлению сюжетного рассказа о природе. Лишь после этого возможно обучение описанию. Рекомендованные ею темы отвечают лингвистической классификации типов монологических высказываний: «Что бывает весной на реке», «Пруд весной» – описание пейзажа; «Осенний букет», «Анютины глазки» – описание портрета; «Как мы выращивали овощи» – конкретно-сценическое повествование и т.п.[17, с.129].

    Развитию описательной речи у дошкольников посвящено исследование А.А. Зрожевской. В нем она пришла к выводу, что описание как особый вид монологической речи (текста) доступно детям четырех лет. Обучение необходимо начинать со средней группы, так как дети становятся более самостоятельными в составлении высказываний-описаний. Они уже понимают, что значит описать, как начать высказывание и закончить его. Но дети также испытывали некоторые трудности в составлении монологических высказываний описательного типа[17, с.135].

    Владение связной монологической речью, отмечала О.С. Ушакова, – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия и т.п.), которые должны быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного речевого воспитания. Для достижения определенного уровня связности высказываний разного типа (описание, повествование, рассуждение) необходимо сформировать представления о структуре связного высказывания и способах внутритекстовой связи[16, с. 54].

    А.М. Дементьева рекомендовала начинать обучение дошкольников связной монологической речи с описания. При этом указывается, что описательный рассказ по картине более сложен, чем рассказ о реальном предмете, игрушке, так как видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемое качество облегчает подбор соответствующего словаря, в то время как при описании картины ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его[17, с.138].

    Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого их них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

        1.3.  Работа в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников  

 

    Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ.

    Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы.

   Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают  «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

     Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи подводит их  к созданию разных типов связного высказывания: описания, повествования, рассуждения.

     Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит  заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений[15, с.84].

    Речевое обучение строится на основе методики, разработанной  под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. Достоинство методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.

    Обучение можно проводить как фронтально (одно – два занятия в месяц), так и индивидуально (по мере необходимости по 10 – 15 минут с одним  ребенком или с группой детей)[15, с.26]. 

    В течение учебного года, на занятиях изобразительной деятельностью, дети рассматривают произведения пейзажной живописи. Основное внимание уделяется развитию у детей умения видеть и понимать художественный образ,  произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Для оживления детских эмоций, дополнительно отбираются произведения разных видов искусства:  фольклора, литературы, музыки.

     На музыкальных занятиях дети слушают музыкальные произведения, с ними беседуют по содержанию. Для усиления эмоциональных впечатлений от восприятия музыки используют произведения пейзажной живописи, художественное слово. Вызываем у детей эмоциональный отклик на произведения искусства и желание обсудить увиденное и услышанное, выразить свое отношение. 

     Вне занятий, на прогулке, во время экскурсий в парк воспитатели учат детей любоваться природным пейзажем в разное время года, сопровождая наблюдения стихами русских поэтов, обогащают и активизируют словарь детей.

     Родители с детьми закрепляют полученные на занятиях знания, подбирают иллюстрации пейзажных картин для групповой галереи «Четыре времени года», заучивают стихи о родной природе[14, с.257].

    Проведение выставки картин: осенний, зимний и весенний вернисаж.

На вернисажах в качестве экскурсоводов по очереди  выступают дети. Обязанности  экскурсовода оговариваются: придумать название выбранной картины и последовательно рассказать о ее содержании, колорите, оценить картину и высказать суждение о ней.

    Может быть и другой вариант проведения вернисажа, когда воспитатель берет на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим.

Каждый вернисаж воспитатель может открывать  чтением стихов или прозы о  временах года и использовать для  сопровождения отрывки из музыкальных  произведений по своему выбору[14, с. 87].

    В рабочей программе ДОУ «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой прописаны следующие задачи на развитие монологической речи:

- развивать монологическую форму речи;

- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы;

- формировать  умение (по плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

- развивать  умение составлять рассказы о  событиях из личного опыта,  придумывать свои концовки к сказкам;

- формировать  умение составлять небольшие  рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

    Перечень картин, репродукции которых рекомендуются программой «От рождения до школы» для использования при обучении дошкольников рассказыванию:

И.Левитан: «Золотая осень», И.Шишкин: «Зима», «Рожь», А.Саврасов «Грачи прилетели»[15, с.131].

 

 

 

 

 

Глава II.  Опытно – экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа

 

     2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа

  

    Констатирующий эксперимент был проведен на базе ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) школа – детский сад III – IV видов» города Ефремова Тульской области. Для данного исследования была отобрана группа детей старшего дошкольного возраста из 15 человек.

    Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа.

    Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы попросили  детей описать пейзажную картину  И.Левитана «Золотая осень». Работа проводилась  индивидуально с каждым ребенком. Приведем примеры рассказов детей.

    Борщева О.  Наступила золотая осень. Было утро. Река красивая, синяя. Далеко от реки стоят дома. Погода осенняя. Около реки растут кустарники. Чуть – чуть дальше от реки стоят березы. С деревьев на траву упали золотые листья. Травка еще зеленая.

    Воробьева Ю. Наступила осень. Был светлый, ясный день. Текла река. В реке отражалось небо и разноцветные листья берез. Вдоль берегов росла зелено – коричневая и желтая трава. Листья на деревьях начали опадать. Вся трава покрыта золотым листопадом. Вдалеке  виднеется зеленое поле, а рядом с ним маленькие дома.

    Воронина С. Настала золотая осень. Все деревья стали разноцветными. С берез на травку упали золотые листья. Вода в реке чистая и прозрачная. Рядом с речкой растут кустарники и на них красные листья. Небо светлое и голубое.

    Гросу В. На картине изображена золотая осень. На деревьях листочки желтые. А тут в далеке дома стоят. Река покрыта красными листьями. Река темно – синяя. Листочки опали на травку. Небо синее. Река большая.

    Дулов В. Когда настала осень, речка стала холодной. Далеко стоят дома. Некоторые листья опали, а некоторые еще нет. Все  листья на деревьях стали желтыми, потому что наступила осень. На траве лежат листья, которые опали с деревьев. Небо синее, а облака белые.

    Ефимов Н. Листья желтые. Речка синяя. Возле речки стоит береза. Нарисовано поле. Тропинка. Дома.

    Еремин В. Левитан изобразил изобразил деревья, окрашенные золотыми листьями. Был светлый, ясный день. Вдоль реки растут трава и деревья. Река извилистая, красивая. Вода в реке темно – синяя. Берег реки обрывистый. Рядом с ней растут деревья. Вдалеке  есть село. За селом есть лес. Трава укрыта золотыми листьями.

    Игнатьева К. Наступила осень. В речке отражаются небеса. На травке лежат золотые листья. Вдалеке виднеется зеленое поле, а рядом виднеются крыши домов. Вода в реке холодная. День светлый, осенний. Небо голубое и ясное.

    Крюков М. Осенний ясный день. Березы укрыты радужными листьями. Вода в реке прозрачная, холодная. Вдоль реки по берегам растут кустарники, покрытые красными листьями. Далеко видны зеленые поля. Рядом с ними видны крыши домов. Небо голубое. Трава покрыта желтыми листьями.

Информация о работе Развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа