Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:32, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социаль-но-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются бла-гоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком род-ного языка в максимально сензитивные для этого сроки. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Введение……………………………………………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи.
Понятия: монолог, описание, рассуждение, повествование…………… 6 - 8
Психолого – педагогические исследования по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников…………………9 - 13
Работа в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников…………………………………………… 14 - 16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа.
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа…………………………17 - 21
2.2. Организация НОД с целью развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа………….22 - 27
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов…………………………………………………………………………………………..28 - 31
Заключение……………………………………………………………………………………………… 32 - 33
Список литературы……………………………………
Литонина С. Наступила золотая осень. Вода темно – синяя течет в речке. Художник нарисовал березы. На березах опадают листья. Художник нарисовал листопад и зеленую траву. На берегах реки растут кусты.
Михайлина Л . На картине изображен день светлый. На картине нарисованы деревья, речка, листочки на деревьях. День светлый. Облака белее ствола березы. Вдали зеленое поле. Деревья золотистые, красивые. Листья медленно падают на зеленую травку.
Михайлова А. Наступила осень. Деревья были цветные. Текла река. Листья на ветру переливались и казались золотым цветом. В речке отражалось небо и листья кустов. Вдоль реки стояли кусты. Был ясный осенний день. Вдалеке стоят дома, а рядом с ними зеленое поле.
Рисованый С. Хорошая осень наступила. Листья опадают. Речка течет. Листья на деревьях желтые. Рядом с речкой на берегу растут кустарники с красными листьями. Наступила золотая осень.
Саркисян С. Была осень. Все деревья стали желтыми. Текла река. Она темно – синяя. Желтые листья лежат на траве.
Сойдов К. Наступила осень. Листья у деревьев стали желтыми и красными. Речка большая. Листья опадают с деревьев на траву.
Уровень
развития монологической речи
мы оценивали по показателям
, разработанных М. М.
- количество выделенных признаков;
- структура и последовательность описания;
- связность;
- языковые средства;
- информативность высказывания;
- плавность.
Высокий уровень развития монологической речи: ребенок выделял все признаки на картине; структурно и последовательно описывал картину; речь связная; использовал языковые средства; информативно высказывался; речь плавная.
К этому уровню мы отнесли 3 – х детей – это составило 20%.
На среднем уровне развития монологической речи ребенок частично выделял признаки на картине; частично нарушал структуру и последовательность описания; использовал несколько языковых средств; нарушал информативность высказывания; прерывисто излагал текст, возникали незначительные заминки и паузы.
К этому уровню мы отнесли 5 детей – это составило 33,3%.
На низком уровне развития монологической речи ребенок не выделял все признаки на картине; нарушал структуру и последовательность описания; не связывал между собой предложения; использовал в речи однообразные языковые средства; высказывался не информативно; изложение монотонное, невыразительное.
К этому уровню мы отнесли 7 детей – это составило 46,7%.
Таким образом констатирующий эксперимент показал, что необходимо проводить работу с дошкольниками старшего возраста, чтобы повысить уровень связной монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа.
2.2
Организация НОД в ДОУ с
целью развития связной
Цель формирующего эксперимента: организовать НОД таким образом, чтобы развивать связную монологическую речь старших дошкольников на основе пейзажных картин.
Мы организовали НОД с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа. Нами был отобран ряд пейзажных картин, рекомендуемых О.С.Ушаковой.
НОД.
Картина И.Шишкина «Зима».
Цель: развивать монологическую речь, познакомить детей с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; учить подбирать красочные выражения для описания.
Материал: репродукция картины И.Шишкина «Зима».
Ход образовательной деятельности: Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- А сейчас
давайте посмотрим на картину,
которую написал русский
-Какое название вы дали бы картине? Почему?
- Какое настроение у зимы на этой картине?
- Какие чувства вызывает она у вас?
- А теперь послушайте мой рассказ об этой картине:
«Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец… это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот – вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется колит щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.
Зима
– волшебница. Она очаровывает
природу, украшает ее
- С чего
вы начнете свой рассказ? О
чем будете рассказывать
- Что вы
представляете, о чем
Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каждый рассказ .
Следующим этапом работы было описание
Картины И.Левитана «Весна. Март».
Цель: развивать монологическую речь, познакомить детей с картиной; развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; учить подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния природы на картине; учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание; формировать умение описывать содержание, колорит и настроение картины.
Материал: репродукция картины И.Левитана «Весна. Март».
Ход образовательной деятельности: на стенде выставляется репродукция картины и предлагается детям для рассматривания. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Баратынского:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Перед
вами картина известного
- Всмотритесь
в картину, какие краски, какие
тона преобладают в ней?
- Что художник изобразил на картине? О чем он хотел нам рассказать ?
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Какими
словами можно сказать о снеге
на картине, о небе, о деревьях,
о дне на улице, о погоде,
о настроении природы, о
- Дайте свое название картине.
Воспитатель предлагает детям по желанию «попробовать войти в картину и осмотреться», затем рассказать всем, что они увидели. Во время рассказывания педагог отмечает в речи детей сложные синтаксические конструкции и побуждает к применению простых и односложных.
НОД
Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: развивать монологическую речь, учить составлять описательный рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании природы на картине; активизировать применение в речи сравнений и эпитетов.
Материал: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Ход образовательной деятельности: детям предлагается внимательно всмотреться в репродукцию. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения И.Бунина:
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
- Дети, перед
вами картина художника А.
- Как бы вы назвали картину?
- Что вы знаете и можете рассказать о грачах?
- Расскажите о деревьях на картине.
- Какими словами можно рассказать о красоте неба, о полях на картине?
-Что вы видите в центре картины, а что вокруг?
- Как можно закончить рассказ о картине?
Далее следует рассказ воспитателя о картине:
«Художник
А.Саврасов назвал свою
Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной».
Воспитатель предлагает детям составить рассказы на тему картины. Далее с рассказами выступают несколько детей. Воспитатель вместе с детьми обязательно отмечает наиболее полные и интересные рассказы.
Таким образом , проведенная работа показала хороший результат в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Дети научились связно высказываться по картине, правильно формулировать предложения, используя в речи разнообразные выразительные средства. Сформировались навыки последовательного высказывания по картине.
2.3
Сравнительный анализ
По окончании формирующего
Цель контрольного эксперимента: выявить эффективность использования методов и приемов, влияющих на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе организации НОД.
Эксперимент ставился по методике констатирующего ( опирающегося на исследования М. М. Алексеевой, В.И. Яшиной) с использованием наглядного материала, рекомендуемого О.С.Ушаковой.
В ходе контрольного эксперимента был использован тот же диагностический материал что и на констатирующем этапе.
Мы попросили
детей описать пейзажную
Борщева О. Наступила золотая осень. На деревьях шелестят желтые листья. Трава еще зеленая. Тихо течет вода в маленькой речушке, а вдоль обрывистого берега растут кустарники. Небо голубое и ясное. Вдали виднеются треугольные крыши домов, за которыми раскинулся густой лес. Рядом с домами зеленое поле. Дует тихий ветерок. Настроение радостное.
Воронина С. Настала золотая осень. Все деревья стали разноцветными. С берез на травку упали золотые листья. Вода в реке чистая и прозрачная. Рядом с речкой растут кустарники и на них красные листья. Где – то далеко виднеются маленькие дома и большое зеленое поле. За домами стоит густой лес. Небо светлое и голубое.
Гросу В. На картине изображена золотая осень. На деревьях листочки желтые. А тут вдалеке дома стоят. Река покрыта красными листьями. Небо синее. Река большая.
Дулов В. Когда настала осень, все листья на деревьях стали желтыми. Многие листья опали на зеленую траву. Небо синее, а облака белые. В реке тихо шумит холодная водичка. Вдали стоят маленькие избушки, а вдоль реки растут кустарники.
Ефимов Н. Листья желтые. Речка синяя. Возле речки стоит береза. Нарисовано поле. Тропинка. Дома.
Игнатьева К. Осень золотистая разукрасила листья в желтый, оранжевый и красный цвет. В речке отражаются небеса. Вода в реке холодная. На травке лежат, опавшие золотые листья берез. Вдалеке виднеется зеленое поле, а рядом виднеются крыши домов. День светлый, осенний. Небо голубое и ясное.
Литонина С. Наступила золотая осень. На березах опадают листья. Неподалеку течет красивая, быстрая речка. Вдали стоят дома, а рядом с ними зеленое поле. А на берегах реки растут кусты. Небо светлое и ясное.
Михайлина Л . На картине изображена золотая осень. Листья на деревьях желтые и красные. Небо голубое. Облака на небе белее ствола березы. Течет маленькая речка. Листья медленно опадают на зеленую травку. День светлый и радостный.
Михайлова А. Наступила осень. Все деревья украшены цветными листьями, которые переливаются на ветру золотым цветом. Течет тихая речка. Вода в ней прозрачная и чистая, что даже хочется ее попробовать. В реке отражаются небо и облака. Вдоль реки на берегу растут кустарники. Вдалеке стоят дома, а рядом с ними зеленое поле. Воздух свежий и чистый.
Рисованый С. Наступила ранняя осень. С деревьев начали опадать желтые листья. Тихо течет река. Небо чистое и голубое. Вдалеке стоят маленькие домики. Рядом с ними большое зеленое поле. Погода была ясная и теплая.
Саркисян С. Была осень. Все деревья стали желтыми. Текла река. Она темно – синяя. Желтые листья лежат на траве.