Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и специальную литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности связных монологических высказываний детей старшего дошкольного возраста;
3.Определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраст
1.1 Понятие, формы и функции связной речи 5
1.2 Этапы развития связной речи 7
1.3 Методы и приемы обучения связной речи 11
Вывод по первой главе 33
Глава 2. Практическая часть
2.1 Выявление уровня связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию 39
Вывод по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение 59

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Развитие связной речи у  детей старшего дошкольного возраст

1.1 Понятие, формы и функции связной речи                                                      5

1.2 Этапы развития связной речи                                                                          7

1.3 Методы и приемы обучения связной речи                                                    11

Вывод по первой главе                                                                                          33

Глава 2. Практическая часть

2.1 Выявление уровня связной речи у детей старшего

дошкольного возраста                                                                                           34

2.2 Экспериментальная работа по  обучению рассказыванию                          39

Вывод по второй главе                                                                                         55

Заключение                                                                                                           56

Список литературы                                                                                               57

Приложение                                                                                                           59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью  и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Целью исследования  является изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую  и специальную литературу по  проблеме исследования

2. Изучить особенности  связных монологических высказываний  детей старшего дошкольного возраста;

3.Определить педагогические  условия развития связной повествовательной  речи у детей старшего дошкольного  возраста.

Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования являются особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития связной речи старших дошкольников затруднен и при построении правильной методической работы данные проблемы корригируются.

Методы исследования

  • Анализ научной литературы по данной проблеме.
  • Беседы с родителями и воспитателями
  • Эксперимент
  • Метод статической обработке данных

Актуальность

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности  речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями  речи, при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает  формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, а также и с детьми с нормой в речи.

В современной педагогике достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей.

Особенности развития детей  ограничивают представление ребенка  об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Темп развития речи детей  замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Поэтому в процессе обучения связной речи необходимо изучить  каждого ребенка индивидуально  и проводить работу с учетом индивидуальных особенностей. Выявить при каких  условиях возможно более эффективное  развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста. Изучить дополнительную литературу по развитию речи в норме и  с нарушением речи.

 

Глава 1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

1.1 Понятие, формы и функции связной речи

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной  речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге  и монологе. Каждая из этих форм имеет  свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и  психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П.Якубинский).

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладением монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная  речь связана с конкретной наглядной  ситуацией и не отражает полностью  содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учёте  той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построения высказывания без учётов конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка  и занимает центральное место  в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

В зависимости от функции  выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

 

 

 

1.2 Этапы развития связной речи

 

 

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде  развития речи, на первом году жизни, в  процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются  основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок  подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно  выражают желания и потребности  ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни  бастрами темпами развивается как  понимания речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи –  диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что  от исключительного господства ситуативной  речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной  речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем  элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие  часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Информация о работе Развитие связной речи у детей дошкольного возраста