Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и специальную литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности связных монологических высказываний детей старшего дошкольного возраста;
3.Определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраст
1.1 Понятие, формы и функции связной речи 5
1.2 Этапы развития связной речи 7
1.3 Методы и приемы обучения связной речи 11
Вывод по первой главе 33
Глава 2. Практическая часть
2.1 Выявление уровня связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию 39
Вывод по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение 59

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление  из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

Связная речь является смысловым  развернутым высказыванием, которое  обеспечивает общение и взаимопонимание  людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Довольно часто встречающимся  видом нарушений средств общения  является общее недоразвитие речи у  детей с нормальным слухом и сохранным  интеллектом. При общем недоразвитии нарушены или отстают от нормы  основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Также наблюдается нарушения и в связной речи.

Изучение связной речи детей седьмого года жизни выявило: немногие способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 

 

 

2.1 Выявление  уровня связной речи у детей  6 лет

 

 

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них проблемы речевого развития, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе детского сада №83 станице Натухаевской.

Цель эксперимента: выявить уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании участвовало 3 человека:

Настя Н.

Борис Д..

Света З.

Исследование проводилось  индивидуальным способом в несколько  приемов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и  утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей позволил установить несколько уровней, оцениваемых  в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Схема оценки уровней выполнения заданий прилагается в таблице.

Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Описание эксперимента:

1.Детям предлагается  методика: пересказ русской народной сказки "Репка".

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

Экспериментатор:

- Послушайте сказку  внимательно, потом вы будете  рассказывать ее сами.

2. Детям предлагается методика: рассказ по серии картин "Находчивый мышонок".

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Экспериментатор:

Посмотрите на эти  картинки, и по ним сами придумайте рассказ.[Приложение №1]

3. Детям предлагается методика: рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.

Экспериментатор:

- Ребята, вспомните, какая  игрушка у вас самая любимая  и составьте о ней рассказ.

4. Детям предлагается методика: рассказ на тему и продолжению по данному началу.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Экспериментатор:

- Ребята, послушайте начало  рассказа, а окончание вы придумаете сами.

Как-то раз охотник  дядя Егор возвращался домой с  охоты. Он шел по лесной тропинке, а  пред ним бежала собака Дружок. Вдруг…

Вопросы к детям:

- Что было потом?  Кого увидел охотник с собакой?  Что произошло после этого?

Схема оценки уровней выполнения заданий на составление рассказа.

1. Пересказ

4 балла (высокий)

Пересказ составлен  самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность  и последовательность изложения. Употребляются  разнообразные языковые средства в  соответствия с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка

3 балла (средний)

Пересказ составлен  с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью  передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

2 балла (низкий)

Пересказ составлен  по наводящим вопросам. Связность  изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие" употребляемых языковых средств.

2. Рассказ по  серии сюжетных картин

4 балла (высокий)

Самостоятельно составлен  связный рассказ, достаточно полно  и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей)*

3 балла (средний)

Рассказ составлен с  некоторой помощью (стимулирующие  вопросы" указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз.

2 балла (низкий)

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

3. Рассказ из  личного опыта

4 балла (высокий)

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы  задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

3 балла (средний)

Рассказ составлен в  соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные  высказывания. Отмечаются отдельные  морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

2 балла (низкий)

Отсутствуют один или  два фрагмента рассказа. Большая  его часть представляет простое  перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

4. Рассказ на  тему и продолжение по данному  началу

4 балла (высокий)

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

3 балла (средний)

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в  целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

2 балла(низкий)

Рассказ составлен целиком  по наводящим вопросам; крайне беден  по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Результаты исследования

 

Дети

Виды задания

Общее количество баллов

 

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картин

Рассказ из личного опыта

Рассказ по данному началу

 

Настя Н.

4

3

3

3

13

Борис Д.

3

2

2

2

9

Света З.

2

2

2

2

8


 

16 – 15 - высокий уровень

14 – 11 - средний уровень

10 - 8 – низкий уровень

 

 

 

2.2 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Результаты констатирующего  экспериментального исследования показали, что дети способны к пересказу  коротких текстов, составлению рассказов  по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связной речи в норме. Дети недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Их рассказы выглядят как набор непоследовательных аграмматических фраз. Отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднение в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, естественно, все эти нарушения отражаются в связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Поэтому с этими детьми нужно продолжать работать над сформированностью связной речи.

При проведении занятий  по развитию связной речи мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко. Исследования показали, что дети при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С.Выготский. После анализа всех используемых при обучении дошкольников видов самостоятельного рассказывания мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также "свертывания" смоделированного плана. Получилось следующее:

пересказ рассказа с  использованием фланелеграфа;

пересказ рассказа с  использованием сюжетных картинок;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Учитывая сказанное, мы опирались на схемы для составления  описательных и сравнительных рассказов  в рамках наиболее типичных групп  предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие.

С данными детьми мы использовали те виды, которые не требуют

- контекстной, объемной, самостоятельной речи, а именно:

- чтение и разбор коротких рассказов и сказок;

- рассматривание объектов и предметов;

- беседа по картинке.

Занятия, предусмотренные  перспективным планом для развития связной речи, были распределены следующим  образом:

- Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия

- Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия

- Составление рассказа с элементами творчествапо серии сюжетных картин - 4 занятия

- Составление рассказа с элементами творчества по одной сюжетной картине - 2 занятия

- Составление описательных рассказов с использованием схем - 5 занятий

- Творческое рассказывание - 2 занятия

Экспериментальными данными  подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:

- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;

Информация о работе Развитие связной речи у детей дошкольного возраста