Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и специальную литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности связных монологических высказываний детей старшего дошкольного возраста;
3.Определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраст
1.1 Понятие, формы и функции связной речи 5
1.2 Этапы развития связной речи 7
1.3 Методы и приемы обучения связной речи 11
Вывод по первой главе 33
Глава 2. Практическая часть
2.1 Выявление уровня связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию 39
Вывод по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение 59

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

Первое занятие

Организационная часть. Объяснение цели занятия.

Чтение текста. Текст  незавершенного рассказа прочитывался дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

Воспроизведение детьми содержания неоконченного рассказа по вопросам педагога:

Где жил Вася летом?

Что было рядом с деревней?

Что любил делать Вася?

Что случилось с ним  однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

Воспроизведение лексического материала текста рассказа по вопросам:

Какой лес был рядом  с деревней? Рядом с деревней…

Когда Вася вышел из дома? Он вышел…

Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в составлении  развёрнутых ответов начало фразы  даётся педагогом. Выделенные слова  подчёркиваются интонационно.

Второе занятие

Организационная часть. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа.

Повторное чтение текста неоконченного рассказа.

Составление рассказов  детьми.

Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного  решения окончания рассказа:

Вася встречает в  лесу людей…

Влезает на дерево и видит…

Идёт по тропинке и находит…

Спускается к реке и идёт по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа. Используются вспомогательные вопросы.

Анализ детских рассказов. Обращается внимание на особенности  решения творческой задачи: придуманные  ребёнком ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. После этого детям можно предложить "пофантазировать" и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом).

 

Конспект занятия  на тему:

 «Рассказывание  из личного опыта «Дом, в котором  я живу».

Программное содержание.

Обучение творческому  рассказыванию по предложенному сюжету и схематическому плану.Учить детей составлять рассказ из личного опыта, описывать место действия, соблюдая логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказе на реалистическую тему. Придумывать завязку, ход событий и развязку. Упражнять детей в совместном придумывании плана рассказа. Способствовать обогащению повествования рассказа выразительными средствами русского языка: однородными членами предложения, эпитетами, синонимами. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, учить подбирать однородные слова. Развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление, стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Воспитывать у детей интерес к рассказыванию и любовь к родному дому.

Активный словарь: жильцы, черепичная.

Пассивный словарь: конек, ставни, полотенце.

Предшествующая работа. Экскурсии по улицам города, рассматривание домов разных видов, иллюстраций, картин, рисование на тему «Дома на нашей улице».

Оборудование. Картины «Разные дома», мяч, указка, мольберт, ковролин, картинки-помощники, игрушка домовенка Кузи.[см.Приложение №4]

Ход занятия. 

Дети рассаживаются в кругу. Предлагаю поиграть в игру с мячом  «Назови свой адрес».

- Вы назвали сейчас  свою улицу и номер дома. Скажите,  на вашей улице все дома  одинаковые?

- Давайте рассмотрим  картины «Разные дома». Посмотрите  на этот дом. Какой он: высокий,  низкий, сколько этажей, какая крыша,  из какого материала сделан? Какие  части есть у дома? Какие окна: большие, маленькие, много окон  или мало?

- Посмотрите на следующую картину. Из какого материала построен этот дом? Какой это дом? (Многоэтажный). Какая крыша у дома? (Плоская, ее не видно).

- Посмотрите на другую  картину. Что можно сказать  про этот дом? (Дом еще не  достроенный). Скажите из какого  материала строится этот дом? (Из кирпича). Как вы думаете, сколько этажей будет в этом доме? (Этажей будет много, значит дом будет многоэтажный).

- Что общего в многоэтажном  доме и в одноэтажном?

- Чем удобен многоэтажный  дом? (Может поселиться много жильцов).

- Люди какой профессии строят дома? (Строители).

Предлагаю детям присесть.

Сюрпризный момент (появляется домовенок Кузя).

- Узнали кто это? (Да  это домовенок Кузя).

- А почему его называют  домовенком?

- Его называют домовым,  потому что он хранитель дома. Что в руках у домовенка Кузи?

- Кузя любит чистоту  в доме, а колокольчик, в другой  руке, говорит о том, чтобы мы  всегда соблюдали порядок, относились  к старшим членам семьи с  уважением. Если мы нарушаем  обычаи домовой нам своим колокольчиком  напоминает об этом. 

- А вот дом где живет Кузя, который он очень любит. Это прочный дом, бревенчатый, добротный. Строили его не один день.

- Чем вам нравиться  Кузин дом? Что в нем необычного?

- Да, окна необычные,  со ставнями, доски на крыше  украшены резьбой, крышу украшает  конек (конь). Эта резная доска, которая украшает дом, называется «полотенце». У нее узоры круги, точки, капли.

- Как вы думаете,  какие люди строили такие красивые  дома? (Добрые, любящие, работящие).

- А теперь послушайте  рассказ Кузи о своем доме.

«Мой дом находится на улице Лесная. Он очень красивый, прочный, добротный. Строился мой дом не один день. Он смотрит окнами на луг. Через них в дом входит много света. Я их называю ласково – оконца и украшены они наличниками. Есть у окошек ставеньки, их я закрываю на ночь. Крыша моего дома не прямая, а со скатом, чтобы вода стекала и снег скатывался. Доски на крыше украшены резьбой, а на самом верху конек. Это конек украшает и отличает мой дом от других домов на нашей улице. Мне очень нравиться жить в таком доме. В нем одна большая комната и большая печка. В моем доме тепло и уютно, я слежу за порядком. Ко мне в гости приходят друзья, с которыми мы пьем чай и играем в разные игры».

- А вы любите свой  дом? (Да).

- У каждого есть  свой дом, где уютно и где  нас всегда ждут. Вот о таком доме мы сегодня будем рассказывать.

- Как вы думаете,  о чем нужно рассказать вначале? (Назвать дом, адрес.)

- Дом и адрес мы  обозначим вот так: начальными  буквами слов (дом, адрес).

- О чем будете рассказывать  дальше? (О том как появился  дом, кто его строил, кто в нем жил раньше).

- Это обозначим «деревом».  О чем можно рассказать еще? (Из какого материала построен  дом). Вот такая картинка.

- Расскажите о размере,  цвете дома, какая крыша, окна. В конце расскажите за что  вы любите свой дом (показ  сердца).

- Вот эти картинки-помощницы  помогут вам рассказать о доме  в котором вы живете.

- А сейчас давайте  немного поиграем.

Физкультминутка «Моляры».

Моляры пришли втроем                шагают на месте

Обновили старый дом                    изображают «крышу» надголовой

Был облезлый, скучный, голый     «красят»

Стал нарядный и веселый              «крыша» над головой

- Мы с вами отдохнули,  а теперь Кузя хочет послушать  ваши рассказы и узнать, где  вы живете. Не забывайте о картинках-помощницах.

Рассказы детей. Анализ рассказов.

-Кузе понравились  ваши рассказы, ему было очень  интересно узнать какие у вас  дома, кто где живет.

- Чем мы сегодня занимались?

- Да, сегодня мы узнали  много о домах, из какого  материала они строятся, что дома  бывают разные по размеру и цвету, бывают многоэтажные и одноэтажные. Послушали рассказ Кузи о своем доме и рассказали о своих домах.

- Кузя с вами прощается  и на этом наше занятие закончено.

 

Результаты  эксперимента показали следующее:

Чем раньше выявляются недостатки речевого развития ребенка, тем лучше заметен результат.

Занятия должны быть организованы в зоне ближайшего развития и в  игровой форме.

Должен соблюдаться  принцип последовательности и поэтапности.

Использование эстетической наглядности

Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.

Составление рассказов  по моделированному плану рассказа.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное  речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах, разработанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются:

принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;

овладение основными  закономерностями грамматического  строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

осуществление тесной взаимосвязи  в работе над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением др.

Работа по формированию связной речи строится также в  соответствии с общедидактическими принципами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

В ходе целенаправленного  обучения дети в достаточной степени  овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. По-прежнему следует уделять формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы-высказывания, разных типов синтаксических конструкций. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место было отведено работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевали навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной  деятельности. При пересказе и  рассказе дети, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Умение общаться с  взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка. Целью работы было обследование связной речи детей 6 лет. Результаты исследования показали, что связная речь детей в норме. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.

Методы и методики исследования исходили из психических  особенностей детей шестилетнего возраста. Задача современного воспитателя состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость эксперимента состоит в том, что полученные данные о недостаточной сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста получили подтверждение. Целенаправленное обучение детей рассказыванию позволяет овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  7. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
  8. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
  9. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
  10. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
  11. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  12. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  13. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.
  15. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
  16. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
  17. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
  19. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
  20. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей старш. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
  21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  22. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  23. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

Информация о работе Развитие связной речи у детей дошкольного возраста