Развитие сети дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Содержание

Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2 Принципы дошкольного образования
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования
2.1 Программа и методы дошкольного образования
2.2 Психологические основы дошкольного образования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_развитие_дошкольного.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Современное дошкольное образование  ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться  общаться, отстаивать свое мнение и  свои интересы, а также учитывать  интересы и мнение окружающих. У  детей формируется представление  о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, "дочки-матери". [6, С. 25]

Дошкольное воспитание в детском  саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок  учится оценивать свои способности  и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется  адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования  входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти  компоненты являются неразрывными условиями  формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой  и физкультурой - это минимальный  набор, который готов предложить любой детский сад.

Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных  для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного  образования может предложить детям  дополнительные занятия иностранным  языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое. [7, С. 65].

Сегодня цели дошкольного образования  заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование  подразумевает разработку "модели" выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые  должны быть привиты ребенку в  процессе дошкольного образования.

"Модель" выпускника может  включать в себя такие параметры,  как:

- уровень физического развития;

- степень закаленности;

- приобретение основных навыков  гигиены;

- освоение основных видов двигательной  активности;

- формирование интеллектуальных  предпосылок для начала обучения  в школе;

- работоспособность;

- развитие интереса к миру, стремления  к познанию;

- интерес к творческой деятельности;

- развитие воображения;

- стремление к самостоятельности;

- приобретение основ культуры  общения;

- освоение основных правил дисциплины;

- степень осознания своих возможностей;

- умение действовать в коллективных целях.

В соответствии с системой дошкольного  воспитания в детском саду "модель" выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может  дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных  проблем. Пожалуй, главной проблемой  сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских  садах. Нередко очередь растягивается  на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного  образования, частных и домашних детских садов.

В Республике Тыва, центры дошкольного образования, «теневые» частные и домашние детские сады в основном созданы только в г. Кызыле. Но глобальным образом они решить сложившуюся проблему не могут.

На сайте Департамента по образованию  г. Кызыла опубликована информация «Как создать частный детский сад» от 5 ноября 2013 года.

Согласно данной статье дошкольным отделом Департамента по образованию с целью инициирования открытия частных детских садов на территории города Кызыла, как одной  из вариативных форм дошкольного образования и снижения напряженности в обеспечении  дошкольными образовательными учреждениями, привлечения к оказанию услуг индивидуальными  предпринимателями  проводятся семинары «Как открыть частный детский сад» для обратившихся за методической помощью граждан, желающих создать частные дошкольные учреждения.

Консультирование «Как создать  частный детский сад» специалистами  дошкольного отдела, согласно плану  работы вышеуказанного отдела,  проводятся ежемесячно»2.

 

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений.

ПРИМЕР:

Эта причина и объясняет нежелание  молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому  на работу часто берут людей с  непрофильным или недостаточным  образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию.

Нередки также ситуации, когда воспитатель  идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный  уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость.

По-другому обстоит дело в частных  детских садах.

В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных  специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для  соискателей, поэтому руководство  имеет возможность выбирать лучшего  кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных  детских садах. Описывая проблемы дошкольного  образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного  образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей  группы детского сада и к первокласснику. Априори3 считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник.

Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные  учреждения выдвигают крайне высокие  требования к качеству дошкольного  образования. От первоклассника нередко  требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать. [4, С.35]

Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно.

Таким образом, дополнительно осложнить  ситуацию может психологическая  неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для  ребенка переход к новой системе  обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к  школе.

 

 

Глава 2. Методологические, психологические и методические основы школьного образования

2.1. Программа и методы дошкольного образования

 

Программы дошкольного образования  разрабатываются каждым учреждением  самостоятельно, что соответствует  требованию ст.14 Федерального закона "Об образовании". Однако при разработке программ необходимо руководствоваться  требованиями указанного закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания. Программа дошкольного образования является одним из главных нормативных документов учреждения. На основании данной программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. [10, С. 22]

В современном дошкольном образовании  указанная программа рассматривается  в качестве нормативно-управленческого  документа, целью которого служит обоснование  выбранных методик и технологий дошкольного образования, а также  формы организации воспитательного  процесса. Назначение программы дошкольного  образования - это мотивированное обоснование  выбора общеобразовательной программы  и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и  доступно описывать особенности  воспитательно-образовательной системы учреждения, а также набор образовательных услуг, представляющих интерес для законных представителей детей (родителей).

Как правило, с образовательной  программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования. Каждое образовательное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного  образования или разрабатывать  собственные. Если программа дошкольного  образования формулирует цели и  задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей. Необходимо отметить, что понятия  методика и технология дошкольного  образования нельзя путать. Традиционно  в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга. Так существуют различные  методики физического развития, методики преподавания математики, методики стимулирования речевого развития и прочее.

Технологии дошкольного образования  предназначены для того, чтобы  объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный  воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Технологии дошкольного образования  могут быть основаны на известных  воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными  среди российских детских садов  являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада. [1, С. 23]

Все существующие методики дошкольного  образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество  разнообразных методик можно  также найти на сайтах дошкольного  образования.

Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей  привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного  образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как  фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.

Современное дошкольное образование  немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью  данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими  фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими  фигурами, определять количество и  величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения  количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу  элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки. [12, С. 22]

Детское дошкольное образование обязательно  включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик  руководства изобразительной деятельностью  включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение  понятия способностей, приемы и способы  обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования  содержит описания возможных форм организации  творческих занятий.

Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование  в детском саду подразумевает  обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также  знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Информация о работе Развитие сети дошкольного образования