Развитие сети дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Содержание

Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2 Принципы дошкольного образования
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования
2.1 Программа и методы дошкольного образования
2.2 Психологические основы дошкольного образования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_развитие_дошкольного.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемой частью дошкольного  воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью  методик ознакомления детей дошкольного  возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и  явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов  экологического воспитания, поэтому  данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения  к природе, освоение детьми навыков  ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное  дошкольное образование помимо теоретических  знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются  уголки живой природы, цветники, огороды.

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях  являются музыкальные занятия. Любая  методика музыкального дошкольного  образования включает в себя несколько  направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической  и инструментальной музыкой. Преподаватель  должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного  образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в  себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских  песен, постановку танцев, репетиции  основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах  позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в  качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.

Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того, методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.

Развитие речи в дошкольном образовании  играет едва ли не ведущую роль, поэтому  на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены  многие книги и сайты дошкольного  образования. Речевое развитие в  дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности  и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование  дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.

Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит  или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет  способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане  развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают  основные правила языка и используют их в своей речи. [3, С. 201]

Однако развитие речи в дошкольном образовании заключается не только в умении грамотно строить предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный  запас ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас  слов переваливает за 4000. При этом ребенок  должен усваивать не только звучание новых слов, но и понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с определениями  отвлеченных понятий им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного  образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить  трехлетнему ребенку понятие  совесть или ответственность? Нередки  ситуации, когда ребенок запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.

Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование  должно включать в себя занятия, целью  которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования  в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы  на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых  способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с  составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.

В дошкольном образовании развитие речи-монолога очень важно, еще и  потому, что самостоятельный рассказ  стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить  лишь описательный рассказ, то старшие  дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более  совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям  сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или  изменить концовку, стимулируя развитие воображения. [3, С. 201]

Современное дошкольное образование  детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.

2.2. Психологические основы дошкольного образования

Образование ребенка-дошкольника  должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное  ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность  сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное  его развитие, сохраняет радость  детства.

Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребенка строит его  психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра).

Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства - это  не только игровая среда, но шире - среда  развития всех специфически детских  видов деятельности. Ни один из них  не может полноценно развиваться  на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это - дети старшего дошкольного возраста, который  в последнее время прямо связывается  только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как  интенсивное развитие отдельных  психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами "тетрадных  упражнений". Ни то, ни другое не имеет  никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Готовность ребенка к  школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

Физическая готовность - это состояние  здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. [11, С. 90]

Личностная готовность - это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность - это  развитие образного мышления, воображения  и творчества, а также основ  словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка  формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и  семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме.

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие  у ребенка соответствующих мотивов  учения. Предпосылками возникновения  этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного  детства желание детей поступить  в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Формирование этих качеств непосредственно  связано с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как  самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском  саду происходит постепенный переход  от выполнения заданий, облеченных в  форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного  характера.

Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной  произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов  учения. Произвольность поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в  потребности самого ребенка. Ребенок  в игре учится подчиняться определенным правилам. Наряду с этим, он учится выстраивать  свои отношения с партнерами, осваивает  принятые в культуре нормы поведения, что способствует его социализации.

Начальная школа предъявляет ребенку  огромное количество формальных требований. И если у него не сформированы механизмы  произвольного поведения, выполнение этих требований оказывается настолько  трудным, что может полностью  блокировать учебный процесс, вызвать  у ребенка отвращение к школьному  обучению.

Школа предлагает ребенку систему  обобщенных знаний, усвоить которые  можно только при условии, что  само мышление детей достигнет соответствующей  степени обобщенности.

В старшем дошкольном возрасте мышление дошкольника, приобретая некоторые  черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы образного мышления, формирующиеся в старшем дошкольном возрасте, являются итогом умственного  развития дошкольника, который подводит его к порогу логики.

Все сдвиги, происходящие в старшем  дошкольном возрасте, психологические  новообразования являются результатом  пути развития, который ребенок проходит в предыдущие годы. Наиболее важные из достижений этого периода - появление  новых мотивов поведения, формирование иерархии мотивов - складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка - дошкольника. В недрах игры рождается  учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

В игре формируется также необходимый  для успешного обучения в школе  внутренний план действия, то есть способность  действовать в уме. Опыт практического  преобразования ситуаций, который ребенок  приобретает в игре, приводит в  дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. Целью же учебной деятельности, как известно, является усвоение системы  теоретических понятий как формы  общественного опыта. [10, С.89]

Информация о работе Развитие сети дошкольного образования