Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.
Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2 Принципы дошкольного образования
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования
2.1 Программа и методы дошкольного образования
2.2 Психологические основы дошкольного образования
Заключение
Библиография
Возможности детей старшего дошкольного
возраста позволяют проводить
Таким образом, все эти фундаментальные методологические и психологические положения создают основу для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей, приходящих в школу.
Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.
2.3. Открытие частных ДОУ вТуве (кроме кожуунов)
Одно из основных направлений
деятельности Министерства образования
и науки в текущем году –
поддержка и развитие малого и
среднего предпринимательства в
сфере дошкольного образования.
Об этом на заседании Правительства
республики сообщила и.о. министра Органа
Натсак. Выбор приоритета определен непростой
ситуацией, существующей в области дошкольного
образования и воспитания.
В Туве, республике с очень высоким уровнем
рождаемости, более 46 тысяч детей в возрасте
с 1 до 7 лет. Однако посещать 218 действующих
муниципальных детских садов имеют возможность
лишь 42 процента из них. В последние годы
Правительству республики путем мобилизации
ресурсов удалось приступить к решению
важной социальной задачи преодоления
острого дефицита мест в дошкольных учреждениях.
В 2011 году за счет строительства, реконструкции
и перепланировки имеющихся зданий введены
детские сады и открыты новые группы в
селах Кызыл-Арыг и Балгазын Тандинского
района, в городе Чадане и селе Теве-Хая
Дзун-Хемчикского, селе Арыг-Узю Улуг-Хемского
районов. Начато строительство детского
сада в селе Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
на 140 мест, в Кызыле - на 280 детей. Возвращены
Министерству образования и науки пять
зданий детских садов, которые в 1990-е годы
были переданы другим ведомствам.
Дальнейшему решению проблемы должна
служить республиканская целевая программа
"Развитие сети дошкольных
образовательных учреждений в Республике
Тыва на 2012-2015гг.". Тем не менее, для
изменения ситуации, складывавшейся годами,
потребуется немало времени и средств.
Ускорению процесса, по мнению руководства
Минобразования, может и должно способствовать
развитие вариативных форм дошкольного
образования, в том числе открытие негосударственных
дошкольных учреждений.
Первый опыт в этом направлении, оказавшийся
удачным, сделан в республике в 2010 году,
когда в Кызыле предпринимателем Русланой
Ооржак был открыт детский сад "Почемучки",
рассчитанный на прием 48 детей. В настоящее
время в республике действуют три официально
зарегистрированных детских сада – два
в Кызыле и один в селе Бурен-Хем Каа-Хемского
района. Задача, поставленная перед Министерством
образования на 2012 и ближайшие годы, - дальнейшее
развитие предпринимательства в этой
сфере.
Говоря о перспективах частного предпринимательства
в области дошкольного образования, главный
специалист министерства Жанна Газизова
отмечает:
- Открытие детского сада – дело выгодное,
особенно в городских условиях, но в то
же время очень затратное. Даже если садик
открывается в приспособленных помещениях,
на их переоборудование в соответствии
с требованиями нужны немалые средства.
В этих условиях поддержка государства
играет немалую роль. И эта поддержка Правительством
республики оказывается. Так, в 2011 году
на развитие дошкольного образования
трем индивидуальным предпринимателям
выделены гранты Председателя Правительства
в размере от 150 до 200 тысяч рублей. К предпринимателю
Руслане Ооржак в качестве господдержки
применена пониженная ставка арендной
платы. С 2010 года в сторону смягчения требований
изменилось федеральное законодательство.
Наряду с частными детскими садами предприниматели
получили возможность создавать детские
семейные группы, открывать группы кратковременного
пребывания детей. В частности, Министерством
инициировано открытие частного центра
"Перспектива", оказывающего репетиторские
услуги и услуги по присмотру и уходу за
детьми дошкольного возраста в г. Ак-Довураке.
В целях дальнейшего развития предпринимательства
Министерством образования и науки по
линии Тувинского государственного института
переподготовки и повышения квалификации
кадров регулярно проводятся консультации
для лиц, желающих предоставлять услуги
в сфере дошкольного образования. Для
них же разрабатывается обучающая программа
«Начинающий предприниматель». Опыт деятельности
негосударственных дошкольных учреждений
планируется широко освещать в средствах
массовой информации. Пропаганде пока
еще сравнительно нового вида предпринимательства
должен служить ежегодный конкурс "Лучший частный детский
сад".
- Работа с детьми – дело очень хлопотное
и чрезвычайно ответственное, - отмечает
Жанна Газизова. – Но радует то, что люди
за него все-таки берутся. И не только ради
денег. Многими руководит желание дарить
детям радость общения со сверстниками,
познания мира. Нередко начинающие предприниматели,
как правило, - молодые, признаются, что
в детстве были лишены возможности посещать
детский сад. Теперь они стараются, чтобы
этой возможности не лишилось новое поколение.
Пока есть люди, которыми руководит не
один голый расчет, есть надежда, что у
предпринимательства в сфере дошкольного
образования – большое будущее.
Источник: www.tuvaonline.ru
Понедельник, 8 ноября 2010
В Туве утвердили целевую программу развития образования на 2011-2015 годы. Как сообщает пресс-служба правительства РТ, прогнозный объем финансирования РЦП, реализовать которую предполагается в 3 этапа, составит 245,2 млн. рублей из республиканского бюджета. Эти средства будут направлены исключительно на расширение и улучшение качества дошкольного образования, а также общеобразовательных школ.
За счет программы, в частности, в республике планируется увеличить к 2015 году до 29 % долю дошкольных учреждений, оснащенных новым медицинским, столовым и спортивно-игровым оборудованием. Пока вопрос охвата детей дошкольного возраста образовательными услугами остается в Туве острым – новых яслей и детсадов практически не строится, а возможностей, существующих при ежегодно растущей рождаемости, хватает только на 44,9 % ребятишек в возрасте до 6 лет. Сегодня, по данным разработчика РЦП – Минобразования Тувы, доступа к дошкольному образованию не имеют 14738 детей.
Существенная часть средств программы будет потрачена на обеспечение школьников учебниками, соответствующими государственным образовательным стандартам, – их долю министерство намерено увеличить до 77%. Значительно – до двух третей – расширится число школ, в которых будет проводиться дополнительное образование детей. Оно решает не только проблемы летнего отдыха и безнадзорности детей в период каникул, но и многие другие учебно-воспитательные вопросы, включая профориентацию старшеклассников. Сейчас программы дополнительного образования доступны только 42,8 % всех школьников.
Кроме того, в программе заложены средства на подготовку 2800 учителей, а также укрепление материально-технической базы школ – обновление мебели, оснащение кабинетов учебно-наглядным и лабораторным оборудованием.
В сентябре 2011 года
Правительством Тувы была принята республиканская
целевая программа «Развитие
сети дошкольных образовательных учреждений
Республики Тыва на 2012-2015 годы», в соответствии
с которой ведется
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
- охрана и укрепление
- обеспечение интеллектуального
и личностного развития
- забота об эмоциональном
- взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного
Следует подчеркнуть, что задачи и
функции дошкольного
Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):
- гуманистический характер
- единство федерального
- общедоступность образования,
адаптивность системы
- светский характер образования
в государственных и
- свобода и плюрализм в
- демократический,
- автономность образовательных учреждений.
Совершенствование педагогического
процесса и повышение развивающего
эффекта в образовательной
- изменение форм общения с
детьми (переход от авторитарных
форм воздействия к общению,
ориентированному на
- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
- изменение формы и содержания
обучающих занятий, сокращение
их числа (переход от
- насыщение жизни детей
- изменение организации
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Глоссарий
№ п/п |
Новое определение |
Содержание |
|
1 |
Возрастные особенности |
качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека |
|
2 |
Психика |
субъективное отражение |
|
3 |
Интеллектуальная готовность |
развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности |
|
4 |
Психическое отражение |
активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями |
|
5 |
Действие |
основная единица анализа |
|
6 |
Сенсомоторные процессы |
это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения |
|
7 |
Личностная готовность |
определенный уровень |
|
8 |
Значение |
содержание общественного |
|
9 |
Физическая готовность |
состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность |
|
10 |
Поведение |
понимать внешние проявления психической деятельности человека |
|
11 |
Возраст |
категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития |
|
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. - ISBN - 4-512-6529-4.
2. Бакулина, Ю.С. Педагогические
приложения современной
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
4. Выготский, Л.С.
5. Давыдов, В.В. Теория
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 420с. - ISBN - 2-4135-65-7.
7. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с. - ISBN - 1 - 3564-452-5.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN
9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. - 620с. - ISBN - 5 - 3256-748-1.
10. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. - СПб.: Питер, 2003. - 260с. - ISBN - 2-6541-85-4.
11. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. - 264с. - ISBN
12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с. - ISBN - 6-6128-456.
13. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С.78 - 84.
Приложение А
"Модель" выпускника дошкольного учреждения
Приложение Б
Принципы дошкольного образования
1 Саморегуляция — понятие, используемое
в различных социальных
науках, в частности в психологии,
связанное с обеспечением самоорганизации р
2 Как создать частный детский сад - http://kyzyl.edu17.ru
3 Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное. - http://ru.wikipedia.org