Развитие сети дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Содержание

Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2 Принципы дошкольного образования
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования
2.1 Программа и методы дошкольного образования
2.2 Психологические основы дошкольного образования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_развитие_дошкольного.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Возможности детей старшего дошкольного  возраста позволяют проводить специализированное обучение началам грамоты и математики в рамках общего режима детского сада. Однако это обучение существенно  отличается от школьного как по основной цели, так и по методам его проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей  психологических предпосылок перехода в школу, и методы обучения опираются  на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Таким образом, все эти фундаментальные  методологические и психологические  положения создают основу для  разработки программно-методического  обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых  возможностей детей, приходящих в школу.

Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области  действительности, так и виды детской  деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место  должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

2.3. Открытие частных ДОУ вТуве (кроме кожуунов)

Одно из основных направлений  деятельности Министерства образования  и науки в текущем году –  поддержка и развитие малого и  среднего предпринимательства в  сфере дошкольного образования. Об этом на заседании Правительства  республики сообщила и.о. министра Органа Натсак. Выбор приоритета определен непростой ситуацией, существующей в области дошкольного образования и воспитания.  
 
В Туве, республике с очень высоким уровнем рождаемости, более 46 тысяч детей в возрасте с 1 до 7 лет. Однако посещать 218 действующих муниципальных детских садов имеют возможность лишь 42 процента из них. В последние годы Правительству республики путем мобилизации ресурсов удалось приступить к решению важной социальной задачи преодоления острого дефицита мест в дошкольных учреждениях.  
 
В 2011 году за счет строительства, реконструкции и перепланировки имеющихся зданий введены детские сады и открыты новые группы в селах Кызыл-Арыг и Балгазын Тандинского района, в городе Чадане и селе Теве-Хая Дзун-Хемчикского, селе Арыг-Узю Улуг-Хемского районов. Начато строительство детского сада в селе Сарыг-Сеп Каа-Хемского района на 140 мест, в Кызыле - на 280 детей. Возвращены Министерству образования и науки пять зданий детских садов, которые в 1990-е годы были переданы другим ведомствам.  
 
Дальнейшему решению проблемы должна служить республиканская целевая программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Тыва на 2012-2015гг.". Тем не менее, для изменения ситуации, складывавшейся годами, потребуется немало времени и средств. Ускорению процесса, по мнению руководства Минобразования, может и должно способствовать развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе открытие негосударственных дошкольных учреждений.  
 
Первый опыт в этом направлении, оказавшийся удачным, сделан в республике в 2010 году, когда в Кызыле предпринимателем Русланой Ооржак был открыт детский сад "Почемучки", рассчитанный на прием 48 детей. В настоящее время в республике действуют три официально зарегистрированных детских сада – два в Кызыле и один в селе Бурен-Хем Каа-Хемского района. Задача, поставленная перед Министерством образования на 2012 и ближайшие годы, - дальнейшее развитие предпринимательства в этой сфере.  
 
Говоря о перспективах частного предпринимательства в области дошкольного образования, главный специалист министерства Жанна Газизова отмечает:  
 
- Открытие детского сада – дело выгодное, особенно в городских условиях, но в то же время очень затратное. Даже если садик открывается в приспособленных помещениях, на их переоборудование в соответствии с требованиями нужны немалые средства. В этих условиях поддержка государства играет немалую роль. И эта поддержка Правительством республики оказывается. Так, в 2011 году на развитие дошкольного образования трем индивидуальным предпринимателям выделены гранты Председателя Правительства в размере от 150 до 200 тысяч рублей. К предпринимателю Руслане Ооржак в качестве господдержки применена пониженная ставка арендной платы. С 2010 года в сторону смягчения требований изменилось федеральное законодательство. Наряду с частными детскими садами предприниматели получили возможность создавать детские семейные группы, открывать группы кратковременного пребывания детей. В частности, Министерством инициировано открытие частного центра "Перспектива", оказывающего репетиторские услуги и услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в г. Ак-Довураке.  
 
В целях дальнейшего развития предпринимательства Министерством образования и науки по линии Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров регулярно проводятся консультации для лиц, желающих предоставлять услуги в сфере дошкольного образования. Для них же разрабатывается обучающая программа «Начинающий предприниматель». Опыт деятельности негосударственных дошкольных учреждений планируется широко освещать в средствах массовой информации. Пропаганде пока еще сравнительно нового вида предпринимательства должен служить ежегодный конкурс "Лучший частный детский сад".  
 
- Работа с детьми – дело очень хлопотное и чрезвычайно ответственное, - отмечает Жанна Газизова. – Но радует то, что люди за него все-таки берутся. И не только ради денег. Многими руководит желание дарить детям радость общения со сверстниками, познания мира. Нередко начинающие предприниматели, как правило, - молодые, признаются, что в детстве были лишены возможности посещать детский сад. Теперь они стараются, чтобы этой возможности не лишилось новое поколение. Пока есть люди, которыми руководит не один голый расчет, есть надежда, что у предпринимательства в сфере дошкольного образования – большое будущее.  
 
Источник: www.tuvaonline.ru 

В Туве утвердили целевую программу  развития образования на 2011-2015 годы


Понедельник, 8 ноября 2010

В Туве утвердили целевую  программу развития образования на 2011-2015 годы. Как сообщает пресс-служба правительства  РТ, прогнозный объем  финансирования РЦП, реализовать которую предполагается в 3 этапа, составит 245,2 млн. рублей из республиканского бюджета. Эти средства будут направлены исключительно на расширение и улучшение качества дошкольного образования, а также общеобразовательных школ.

За счет программы, в частности, в республике планируется  увеличить к 2015 году до 29 % долю дошкольных учреждений, оснащенных новым медицинским, столовым и спортивно-игровым  оборудованием. Пока вопрос охвата детей  дошкольного возраста образовательными услугами остается в Туве острым – новых яслей  и детсадов практически  не строится, а возможностей, существующих при  ежегодно растущей рождаемости, хватает только на 44,9 % ребятишек в возрасте до 6 лет. Сегодня, по данным разработчика РЦП – Минобразования Тувы, доступа к дошкольному образованию не имеют 14738 детей.

Существенная  часть средств программы будет потрачена на обеспечение школьников учебниками, соответствующими государственным образовательным стандартам, – их долю министерство намерено увеличить до 77%. Значительно – до двух третей – расширится число школ, в которых будет проводиться дополнительное образование детей. Оно решает не только проблемы летнего отдыха и безнадзорности детей в период каникул, но и многие другие учебно-воспитательные вопросы, включая профориентацию старшеклассников. Сейчас программы дополнительного образования доступны только 42,8 % всех школьников.

Кроме того, в программе заложены средства на подготовку 2800 учителей, а также  укрепление материально-технической  базы школ – обновление мебели, оснащение  кабинетов учебно-наглядным  и лабораторным оборудованием.

 

В сентябре 2011 года Правительством Тувы была принята республиканская  целевая программа «Развитие  сети дошкольных образовательных учреждений Республики Тыва на 2012-2015 годы», в соответствии с которой ведется строительство  и реконструкция детских садов. За короткий период программа позволила уже ввести 220 новых мест в детских садах и, кроме того, получить из федерального бюджета субсидии в объеме 858,1 тыс. рублей на приобретение мебели и инвентаря. Активная работа в этом направлении началась еще до принятия РЦП. Напомним, в 2011 году был построен и введен в эксплуатацию детский сад в селе Кызыл-Арыг Тандинского района на 40 мест. Реконструированы три дошкольных учреждения: «Хээлер» в городе Чадане, «Ромашка» в селе Теве-Хая Дзун-Хемчикского района, «Золотой ключик» в селе с. Балгазын Тандинского района.В Кызылебыли дополнительно пристроены групповые помещения и спортзал к Центру развития ребенка (детский сад №21); групповые помещения к детскому саду №5 «Рябинка».Возвращены дошкольному образованию пять зданий, ранее использовавшихся не по назначению – в Сайлыке Тандинского района, Сарыг-Сепе Каа-Хемского района, Самагалтае Тес-Хемского района.   Сегодня завершается строительство детского сада в Кызыле на 280 мест. Министерством образования и науки РТ предусмотрены средства в размере 500,0 тыс.руб. на приобретение оборудования. Принято решение о строительстве в столице республики еще одного такого же дошкольного учреждения.   Начата реконструкция детского сада в с. Бурен-Хем Каа-Хемского района. Типовое здание пустовало с 1997 года. Детский сад в селе был закрыт по причине уменьшения количества детей и отсутствия у местных властей средств на содержание здания. После завершения реконструкции буренхемцы получат полноценное дошкольное образовательное учреждение.   Серьезное внимание в республике уделяется детям, которые не посещают детские сады. Увеличивается количество групп дошкольного образования, открытых на базе школ. Если в 2010 году такие группы работали в 19,6% школ, а посещали их чуть более четырехсот детей, то в 2011 году – уже в 46,8% школ с охватом 1028 детей (увеличение – в 2,5раза). Кроме того, оказывается консультативная помощь родителям, дети которых воспитываются в домашних условиях, для этого открыты 48 консультационных пунктов при дошкольных образовательных учреждениях республики.   Начинает развиваться система негосударственных детских садов, предусмотрено предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы. В этом году первое в республике негосударственное образовательное учреждение – детский сад «Почемучки», открытый индивидуальным предпринимателем Р.П. Ооржак в Кызыле и принявший 55 детей, – получил лицензию на образовательную деятельность. Предпринимателю предоставляются льготы по арендной плате. Открыты три центра развития, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста – «Сема», «Престиж» (г. Кызыл), «Хек-Даван» (с.Бурен-Хем Каа-Хемского района). Власти прилагают все усилия для развития системы негосударственных детских садов, при этом глава республики поручил профильным ведомствам, главам муниципалитетов обеспечить надлежащий контроль за соблюдением всех требований, предъявляемых к детским дошкольным учреждениям.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно сделать следующие  выводы.

Основными функциями дошкольного  учреждения являются:

- охрана и укрепление физического  и психического здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального  и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии  каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития  ребенка".

Следует подчеркнуть, что задачи и  функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному  возрасту как к уникальному периоду  развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются  представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное  физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в  следующем (см. Приложение Б):

- гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства;

- общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный  характер управления образованием;

- автономность образовательных  учреждений.

Совершенствование педагогического  процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях  можно проводить по следующим  направлениям:

- изменение форм общения с  детьми (переход от авторитарных  форм воздействия к общению,  ориентированному на личностное  своеобразие каждого ребенка,  на установление доверительных,  партнерских отношений воспитателя  с детьми);

- отказ от преподнесения детям  политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

- изменение формы и содержания  обучающих занятий, сокращение  их числа (переход от фронтальных  занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни детей классической  и современной музыкой, произведениями  изобразительного искусства, использование  лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие  нравственные ценности, расширяющих  кругозор ребенка;

- изменение организации предметной  среды и жизненного пространства  в групповой комнате с целью  обеспечения свободной самостоятельной  деятельности и творчества детей  в соответствии с их желаниями  и склонностями, выбора детьми  вида деятельности и ее формы  - совместной со сверстниками  или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое определение

Содержание

 

1

Возрастные особенности

качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека

 

2

Психика

субъективное отражение объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой

 

3

Интеллектуальная

готовность

развитие образного мышления, воображения  и творчества, а также основ  словесно-логического мышления, овладение  средствами познавательной деятельности

 

4

Психическое отражение

активное отражение мира в связи  с какой-то необходимостью, с потребностями

 

5

Действие

основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели

 

6

Сенсомоторные процессы

это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения

 

7

Личностная готовность

определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

 

8

Значение

содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут  быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные  значения - понятия)

 

9

Физическая готовность

состояние здоровья, определенный уровень  морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность

 

10

Поведение

понимать внешние проявления психической  деятельности человека

 

11

Возраст

категория, служащая для обозначения  относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития

 
       

Список использованных источников

1. Ананьев, Б.Г. Человек как  предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. - ISBN - 4-512-6529-4.

2. Бакулина, Ю.С. Педагогические  приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.

3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая  психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 570с. - ISBN - 7-65123-41-8.

5. Давыдов, В.В. Теория развивающего  обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с. - ISBN - 7-6213-58-62.

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 420с. - ISBN - 2-4135-65-7.

7. Зинченко, В.П. Психологические  основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с. - ISBN - 1 - 3564-452-5.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN

9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. - 620с. - ISBN - 5 - 3256-748-1.

10. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. - СПб.: Питер, 2003. - 260с. - ISBN - 2-6541-85-4.

11. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. - 264с. - ISBN

12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая  психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с. - ISBN - 6-6128-456.

13. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С.78 - 84.

Приложение А

"Модель" выпускника дошкольного учреждения

Приложение Б

Принципы дошкольного  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Саморегуляция — понятие, используемое в различных социальных науках, в частности в психологии, связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека. - http://ru.wikipedia.org

2 Как создать частный детский сад -  http://kyzyl.edu17.ru

3 Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное. - http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Развитие сети дошкольного образования