Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Родительское отношение - целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем.
Таким образом, особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности. Семья, являясь первичным институтом социализации, является важным условием формирования у ребенка различных схем взаимодействия в межличностном пространстве.
Вместе с тем, при обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.
Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль над возможными его отрицательными проявлениями.
Вместе с тем, одна из наиболее сложных проблем, относящихся к сфере изучения социального интеллекта, связана с определением его показателей и методов диагностики.
Как уже было сказано ранее, в основу исследования социального конфликта легла структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда, согласно которой социальный интеллект есть система интеллектуальных способностей, которые могут быть описаны через четыре выделенные автором фактора, а именно:
- способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предположить ее дальнейшее развитие;
- способность к выделению общих существенных признаков в разнообразных невербальных реакциях индивида;
- способность понимать изменения значения похожих вербальных реакций человека;
- способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.
Для диагностики этих факторов Дж. Гилфорд и его сотрудники создали батарею из 23 тестов. Впоследствии, в качестве окончательного варианта, осталось 4 теста, наиболее адекватные по мнению исследователя. Среди них следующие: субтест №1- «Истории с завершением», субтест № 2 – «Группы экспрессии», субтест № 3 – «Вербальная экспрессия», субтест № 4 – «Истории с дополнением» 9..
На основе данной методики отечественными учеными разработаны адаптированные субтесты для оценки социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, имеющие доступный для восприятия детей этого возраста стимульный материал.
В отечественной практике часто для развития социаль-эмоционального интеллекта ребенка используют театрализованную деятельность, поскольку она обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создает все условия, в которых каждый ребенок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Занятия по театрализованной деятельности, необходимо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Содержание занятий по театрализованной деятельности может включать в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения, образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений10.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Также необходимо отметить, что одним из эффективных методов развития социального и эмоционального интеллекта у ребенка старшего дошкольного возраста является метод сказкотерапии.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в интеграции личности, развитии творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучении, диагностики и коррекции.
Метод сказкотерапии - естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который способствует развитию личности. Использование сказкотерапии предполагает наличие следующих методик:
- пальчиковые игры (изображение сказочных животных и др.);
- сказкотерапевтическое рисование (проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование);
- решение сказочных задач (сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения);
- работа со страхами ребенка (психокоррекционные сказки решающие проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов и т.п.)
- психодинамические медитации (медитации, связанные с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта);
- погружение в различные стихии (упражнения для стабилизации психических процессов, снижения напряжение и заряжением энергией);
- самостоятельное сочинение сказок (ребенку самостоятельно придумывает содержание, логически выстраивает повествование, обличает в словесную форму, соответствующую этому содержанию)11.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Особое значение развитие социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. В тоже время отмечается особая значимость для ребенка детско-родительских отношений в данный период. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации – семья и стили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, и развитию социально - эмоциональных способностей ребенка при помощи различных средств и методов.
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, социальное
развитие можно отнести к глобальным
проблемам современности, если иметь
в виду решающую роль социальных условий
в становлении личности. Именно они
формируют атмосферу
Социальный интеллект обеспечивается индивидуальными задатками, способностями, свойствами, облегчающими выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещ5 неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Кроме того, у детей дошкольного возраста возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов. По этой причине дошкольники в некоторых случаях могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». То есть дети старшего дошкольного возраста характеризуются «непроизвольной произвольностью», которая обеспечивает относительную устойчивость их поведения.
В связи с этим. детей необходимо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения, поэтому социально – эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста.
Вместе с тем, развитие социального интеллекта детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является одним из сложнейших направлений воспитательной работы. При этом главная роль в данном воспитательном процессе играет воспитатель.
Именно воспитатель помогает преодолевать трудности, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей. Своими действиями, эмоциональным общением воспитатель возбуждает в детях инициативу, азарт, активно вовлекает в игровую и театрализованную деятельность, делая ее значимой12.
Для того чтобы развивать
социальное познание и социальный интеллект
детей, воспитатели и специалисты
детских садов сами должны обладать
достаточно высоким уровнем
Большое значение имеет организация целенаправленной работы по формированию психологической компетентности родителей. Одна из основных задач осознание родителями необходимости становления социального интеллекта детей уже в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальная деятельность по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе детей МБДОУ детском саду «Солнышко». Возраст детей 5 – 7 лет. Количество детей, принявших участие в эксперименте - 15 человек из них 9 мальчиков и 6 девочек. Эксперимент проводился в три этапа.
Целью первого этапа являлось выявление особенностей развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы были использованы следующие методики для оценки особенностей социально – эмоционального развития старших дошкольников:
Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста