Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

1. Анкетирование родителей,  целью которого являлось определение  эмоционального благополучия ребенка  в семье и в условиях детского сада. На подготовительном этапе работы над исследованием была составлена анкета. Опрошено 12 родителей, результаты опроса выведены в процентном соотношении и представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Результаты анкетирования родителей по выявления эмоционального благополучия детей.

Вопросы

Варианты ответов

Результат в %

Как ваш ребенок засыпает?

Быстро

Медленно

Требует, чтобы не гасили свет

66

25

9

Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Разговаривает во сне

58

33

9

Как просыпается?

Сразу

Не сразу

75

25

В каком настроении просыпается  ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

50

9

41

С каким настроением ваш  ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

58

42

В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с  воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

9

 

50

 

41

Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

25

41

17

 

17

Как проявляется страх  у ребенка?

Плачет

Зовет взрослых

42

58

Продолжение таблицы 2.1.

Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Часто

Иногда

Редко

50

17

33

Чему радуется ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече с близкими людьми, друзьями

Совместным походам в  театр, цирк

42

25

 

33

Какие эмоции наблюдаются  в игре по отношению к предметам  и игрушкам?

Доброжелательный интерес  Агрессивность

Безразличие

74

17

9

Рассказывает ли дома о  своих взаимоотношениях с детьми?

Да

Иногда

Нет

66

25

9

Жалуется ли на сверстников?

Да

Ингода

Нет

58

25

17

Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Приветливый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

33

17

33

17

Как на ваш взгляд, влияют детско - родительские отношения в  семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают  Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка облегчающий его жизнь в детском саду

42

58


 

На основании результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста данной группы можно сделать вывод о том, что из-за занятости на работе и отсутствия свободного времени, родители уделяют мало внимания на развитие и воспитание своего ребенка. Результаты анкетирования родителей на данном этапе показали, что социальная активность ребенка в семье зависит от примера взрослого, конкретной атмосферы отношений и стиля общения взрослого с детьми, от психологического климата.

  1. Следующая методика - беседа с детьми, цель которой определить степень понимания и осознания детьми эмоционального состояния других людей и своего собственного, способы выражения своих эмоций. Предложенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей 5 – 7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определённые изменения.

Так, для начала, ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций

№ ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

1

+

+

+

-

-

2

+

+

+

-

+

3

+

+

+

-

-

4

+

+

+

-

-

5

+

+

-

-

-

6

-

-

-

-

-

7

+

-

-

-

-

8

+

+

+

-

+

9

-

-

-

-

-

10

-

-

-

-

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

-

-

13

+

-

-

-

-

14

+

+

+

-

-

15

+

+

+

-

+


 

По данным таблицы видно, что дети воспринимают графические изображения эмоциональных состояний без особых затруднений. С заданием справились 47% детей, трудным задание оказалось для 53% детей.

Далее ребенку предлагаются вопросы, на определение степени понимания и осознания детьми эмоционального состояния других людей и своего собственного. Каждый следующий вопрос задается только после ответа ребенка на предыдущий. Ответы опроса представлены в приложении 3.

Отвечая на вопросы данной серии дети вели себя эмоционально, «проживая» ту ситуацию, которая предлагается. На некоторые вопросы дети не могли найти ответ, т.е. находились в затруднительном положении

  1. Далее проводилось тестирование детей. Первым тестом, «Истории с завершением», измерялась способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации и предсказывать ее развитие. Стимульный материал, состоящий из двух частей, включал 5 серий картинок с изображениями различных сцен с детьми. Данная процедура тестирования заключается в предъявлении ребенку картинки с изображением ситуации из жизни детей и три картинки ее завершения. Задача испытуемого ребенка состоит в выборе той картинки, которая показывает наиболее подходящий, по его мнению, вариант продолжения (завершения) ситуации, представленной на первой картинке.

Второй вариант теста  под названием «Группы экспрессии» предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. Стимульный материал данного теста содержал 7 серий картинок, изображающих различные проявления невербальной экспрессии (мимику, позы, жесты). Такая процедура тестирования заключалась в предъявлении испытуемому 6 картинок. На трех картинках, расположенных слева, отражены одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди трех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же чувства, мысли и состояние человека, что и картинки слева, а так же назвать их.

По результатам тестирования детей старшей группы ДОУ «Солнышко» можно разделить на три группы в зависимости от уровня развития способности к прогнозированию представленных ситуаций.

Шесть детей имеют средний (2 уровень) развития социального интеллекта, они в большей половине случаев верно определяли саму ситуацию и дальнейшее развитие этой ситуации.

Пять из обследованных детей продемонстрировали сниженный (3 уровень) развития способности к прогнозированию ситуации. Эти дети в 2-3 случаях неверно оценивали ситуацию и неадекватно ее прогнозировали.

Трое детей имеют низкий (4 уровень) развития этой характеристики социального интеллекта.

Высокий (1 уровень) развития данной характеристики социального интеллекта продемонстрировал только один ребенка.

Таким образом, можно говорить о снижение у обследуемых детей уровня развития способности правильно воспринимать и прогнозировать ситуации.

  1. Также, с целью выявления и уточнения особенностей каждого ребенка, проводилось наблюдение за социально-эмоциональным состоянием ребенка в семье и в детском саду. В ходе исследования было проведено анкетирование детей старшей группы с целью уточнения и выяснения отношения ребенка к своим родителям, с целью уточнения особенностей каждого ребенка, помогающих выяснить отношение к нему в семье и место в жизни родителей.

Проанализировав ответы детей выявилось следующее:

- основной состав семей полный;

- всем детям нравится проводить время дома, потому что родители часто разговаривают с детьми, дарят по желанию детей подарки, гуляют с ними;

- дети с радостью сообщают, что их целуют, хвалят, поощряют.

Таким образом, на основании  полученных в ходе первого этапа  эксперимента по развитию социального  интеллекта у детей старшего дошкольного  возраста, было выявлено, что некоторым детям не доступно в полной мере понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников, а также снижена способность правильно воспринимать и прогнозировать ситуации. Вместе с тем, взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно.

В идеальном варианте родители и педагоги всегда и везде должны относиться к детям «внимательно и доброжелательно», создавать эмоционально - комфортную атмосферу. Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам. Без собственной убежденности в том, что каждый ребенок имеет право на свое мнение и желание, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпеливыми по отношению друг к другу. Следовательно, необходима целенаправленная работа в избранном направлении. В связи с этим была составлена и реализована в рамках проводимого эксперимента методика развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

 

Для развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (второй этап экспериментального исследования) ДОУ «Солнышко» было предложено использовались такие методы как сказкотерапия и метод театрализованной деятельности.

В задачи метода сказкотерапии входило:

  1. Развитие речи детей с помощью пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
  2. Выявление и поддержание творческих способностей.
  3. Снижение уровня тревожности и агрессивности.
  4. Развитии способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  5. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

Метод сказкотерапии применялся на протяжении месяца несколько раз в неделю. Проводилось использование сказкотерапевтического рисования, где дети в своих рисунках изображали много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

При решении сказочных  задач дети оказывались в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы  взаимодействия с миром. Вначале  дети терялись в ситуации выбора, затем  их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает  жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем  более адаптированным он будет в  жизни.Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда ребенку давалась возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Также происходило погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических  процессов, снимают напряжение и  заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые  для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение  сказок.

Самостоятельное сочинение сказок, учит ребенка самостоятельно придумывать содержание сказки, логически выстраивать повествование, обличать в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Использование театрализованной деятельности в развитии социального  интеллекта ребенка основано на том, что данный вид деятельности формирует осознанное отношение как к нормам поведения, так и к предметам культуры. Театрализованная деятельность дает возможность не только повысить психологическую устойчивость детей и оптимизировать становление социально адекватного поведения, но и повлиять на процесс формирования их общей культуры.

Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста