Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
1. Анкетирование родителей,
целью которого являлось
Таблица 2.1 - Результаты анкетирования родителей по выявления эмоционального благополучия детей.
Вопросы |
Варианты ответов |
Результат в % |
Как ваш ребенок засыпает? |
Быстро Медленно Требует, чтобы не гасили свет |
66 25 9 |
Как он спит? |
Крепко, спокойно Неспокойно Разговаривает во сне |
58 33 9 |
Как просыпается? |
Сразу Не сразу |
75 25 |
В каком настроении просыпается ребенок? |
Веселый, спокойный Раздражительный Грустный |
50 9 41 |
С каким настроением ваш ребенок идет в детский сад? |
Радостное Иногда не хочет |
58 42 |
В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад? |
Трудности в отношениях с воспитателем Трудности в отношениях со сверстниками Привязанность к матери |
9
50
41 |
Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка? |
В темной комнате При наказаниях, окриках При недовольстве взрослых его поведением Когда слушает страшную сказку |
25 41 17
17 |
Как проявляется страх у ребенка? |
Плачет Зовет взрослых |
42 58 |
Продолжение таблицы 2.1. | ||
Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным? |
Часто Иногда Редко |
50 17 33 |
Чему радуется ваш ребенок? |
Новой игрушке, подаркам Встрече с близкими людьми, друзьями Совместным походам в театр, цирк |
42 25
33 |
Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам? |
Доброжелательный интерес Агрессивность Безразличие |
74 17 9 |
Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми? |
Да Иногда Нет |
66 25 9 |
Жалуется ли на сверстников? |
Да Ингода Нет |
58 25 17 |
Какой ваш ребенок в общении с другими детьми? |
Уравновешенный Терпеливый Приветливый Склонен чаще командовать, чем подчиняться |
33 17 33 17 |
Как на ваш взгляд, влияют детско - родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду? |
Прямого влияния не оказывают Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка облегчающий его жизнь в детском саду |
42 58 |
На основании результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста данной группы можно сделать вывод о том, что из-за занятости на работе и отсутствия свободного времени, родители уделяют мало внимания на развитие и воспитание своего ребенка. Результаты анкетирования родителей на данном этапе показали, что социальная активность ребенка в семье зависит от примера взрослого, конкретной атмосферы отношений и стиля общения взрослого с детьми, от психологического климата.
Так, для начала, ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций
№ ребенка |
Радость |
Грусть |
Страх |
Гнев |
Удивление |
1 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
+ |
- |
- |
- |
- |
8 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
13 |
+ |
- |
- |
- |
- |
14 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
15 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
По данным таблицы видно, что дети воспринимают графические изображения эмоциональных состояний без особых затруднений. С заданием справились 47% детей, трудным задание оказалось для 53% детей.
Далее ребенку предлагаются вопросы, на определение степени понимания и осознания детьми эмоционального состояния других людей и своего собственного. Каждый следующий вопрос задается только после ответа ребенка на предыдущий. Ответы опроса представлены в приложении 3.
Отвечая на вопросы данной серии дети вели себя эмоционально, «проживая» ту ситуацию, которая предлагается. На некоторые вопросы дети не могли найти ответ, т.е. находились в затруднительном положении
Второй вариант теста под названием «Группы экспрессии» предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. Стимульный материал данного теста содержал 7 серий картинок, изображающих различные проявления невербальной экспрессии (мимику, позы, жесты). Такая процедура тестирования заключалась в предъявлении испытуемому 6 картинок. На трех картинках, расположенных слева, отражены одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди трех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же чувства, мысли и состояние человека, что и картинки слева, а так же назвать их.
По результатам тестирования детей старшей группы ДОУ «Солнышко» можно разделить на три группы в зависимости от уровня развития способности к прогнозированию представленных ситуаций.
Шесть детей имеют средний (2 уровень) развития социального интеллекта, они в большей половине случаев верно определяли саму ситуацию и дальнейшее развитие этой ситуации.
Пять из обследованных детей продемонстрировали сниженный (3 уровень) развития способности к прогнозированию ситуации. Эти дети в 2-3 случаях неверно оценивали ситуацию и неадекватно ее прогнозировали.
Трое детей имеют низкий (4 уровень) развития этой характеристики социального интеллекта.
Высокий (1 уровень) развития данной характеристики социального интеллекта продемонстрировал только один ребенка.
Таким образом, можно говорить о снижение у обследуемых детей уровня развития способности правильно воспринимать и прогнозировать ситуации.
Проанализировав ответы детей выявилось следующее:
- основной состав семей полный;
- всем детям нравится проводить время дома, потому что родители часто разговаривают с детьми, дарят по желанию детей подарки, гуляют с ними;
- дети с радостью сообщают, что их целуют, хвалят, поощряют.
Таким образом, на основании полученных в ходе первого этапа эксперимента по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, было выявлено, что некоторым детям не доступно в полной мере понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников, а также снижена способность правильно воспринимать и прогнозировать ситуации. Вместе с тем, взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно.
В идеальном варианте родители и педагоги всегда и везде должны относиться к детям «внимательно и доброжелательно», создавать эмоционально - комфортную атмосферу. Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам. Без собственной убежденности в том, что каждый ребенок имеет право на свое мнение и желание, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпеливыми по отношению друг к другу. Следовательно, необходима целенаправленная работа в избранном направлении. В связи с этим была составлена и реализована в рамках проводимого эксперимента методика развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Для развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (второй этап экспериментального исследования) ДОУ «Солнышко» было предложено использовались такие методы как сказкотерапия и метод театрализованной деятельности.
В задачи метода сказкотерапии входило:
Метод сказкотерапии применялся на протяжении месяца несколько раз в неделю. Проводилось использование сказкотерапевтического рисования, где дети в своих рисунках изображали много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
При решении сказочных задач дети оказывались в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда ребенку давалась возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.
Также происходило погружение
в различные стихии. Эти упражнения
помогают стабилизации психических
процессов, снимают напряжение и
заряжают энергией. Выполняя задания,
дети приобретают умения, необходимые
для перехода ко второму периоду,
способствующему активизации
Самостоятельное сочинение сказок, учит ребенка самостоятельно придумывать содержание сказки, логически выстраивать повествование, обличать в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Использование театрализованной деятельности в развитии социального интеллекта ребенка основано на том, что данный вид деятельности формирует осознанное отношение как к нормам поведения, так и к предметам культуры. Театрализованная деятельность дает возможность не только повысить психологическую устойчивость детей и оптимизировать становление социально адекватного поведения, но и повлиять на процесс формирования их общей культуры.
Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста