Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
На третьем, завершающем, этапе экспериментальной деятельности по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста также была проведена диагностика. С этой целью были использованы первоначальные методики. Так, анкетирование родителей показало, что психологический климат в семьях доброжелательный. Родители любят своих детей, дети желанные, что положительно влияет на здоровье ребенка. Были опрошены те же родители, результаты опроса выведены в процентном соотношении и представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Результаты анкетирования родителей по выявления эмоционального благополучия детей.
Вопросы |
Варианты ответов |
Результат в % |
Как ваш ребенок засыпает? |
Быстро Медленно |
66 34 |
Как он спит? |
Крепко, спокойно Неспокойно |
75 25 |
Как просыпается? |
Сразу Не сразу |
75 25 |
В каком настроении просыпается ребенок? |
Веселый, спокойный Грустный |
66 34 |
С каким настроением ваш ребенок идет в детский сад? |
Радостное Иногда не хочет |
75 25 |
Как проявляется страх у ребенка? |
Плачет Зовет взрослых |
50 50 |
Продолжение таблицы 2.3. | ||
В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад? |
Трудности в отношениях с воспитателем Трудности в отношениях со сверстниками Привязанность к матери |
9
41
50 |
Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка? |
В темной комнате При наказаниях, окриках При недовольстве взрослых его поведением Когда слушает страшную сказку |
17 57 9
17 |
Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным? |
Часто Иногда Редко |
58 17 25 |
Чему радуется ваш ребенок? |
Новой игрушке, подаркам Встрече с близкими людьми, друзьями Совместным походам в театр, цирк |
41 17 42 |
Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам? |
Доброжелательный интерес Агрессивность |
83 17 |
Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми? |
Да Иногда |
75 25 |
Жалуется ли на сверстников? |
Да Ингода Нет |
58 25 17 |
Какой ваш ребенок в общении с другими детьми? |
Уравновешенный Приветливый Склонен чаще командовать, чем подчиняться |
42 33 25 |
Как на ваш взгляд, влияют детско - родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду? |
Прямого влияния не оказывают Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка облегчающий его жизнь в детском саду |
25 75 |
2. По результатам следующей методики составлена следующая таблица:
Таблица 2.2 - Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций
№ ребенка |
Радость |
Грусть |
Страх |
Гнев |
Удивление |
1 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
По данным таблицы видно, что дети воспринимают графические изображения эмоциональных состояний без затруднений. С заданием справились 80% детей, а 20% испытывают затруднения при определении и назывании основных эмоций, таких как «страх», «гнев», «удивление».
3. По результатам тестирования детей старшей группы ДОУ «Солнышко» имеют следующие уровни развития способности к прогнозированию представленных ситуаций.
Высокий (1 уровень) развития данной характеристики социального интеллекта имеют трое детей
Восемь детей имеют средний (2 уровень) развития социального интеллекта, они в большей половине случаев верно определяли саму ситуацию и дальнейшее развитие этой ситуации.
Четверо из обследованных детей продемонстрировали сниженный (3 уровень) развития способности к прогнозированию ситуации (в 2-3 случаях дети неверно оценивали ситуацию и неадекватно ее прогнозировали).
4. Анализ результатов наблюдений показывает, что большее количество детей интересуются театрализованной деятельностью, проявлением своих эмоций как в игре, так и в повседневной жизни. В беседах дети с большим удовольствием высказывали свои ситуации и переживания.
На основании анализа повторных результатов диагностики можно сказать, что дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми. На основе полученного опыта у детей формируются связи между эталонами разных модальностей и стимулируется возникновение собственного эмоционального отношения. Наблюдение показывает, что в поведении детей можно отметить положительные моменты:
- они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности (рисунке, движении, исполнении песен, театрализации);
- дети стали более доброжелательными.
Заключение
В заключении данной курсовой работы необходимо сказать, что развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и успешной его социализации.
Развитие социального
интеллекта у детей - важный и необходимый
этап в развитии личности ребенка, поскольку
в значительной мере определяет эффективность
его социально-психологической
На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Социальный интеллект обеспечивает понимание действий и поступков людей, мимики, поз, жестов, речи. Социальный интеллект выступает в роли важной составляющей структуры и является важным профессиональным качеством таких профессий, как юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и других, относящихся к типу «человек - человек».
Особое значение развитие социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. В тоже время отмечается особая значимость для ребенка детско-родительских отношений в данный период. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Непосредственное влияние оказывают, стили семейного воспитания.
Также, особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект - субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.
В ходе решения задач, поставленных
перед исследованием, выявлены особенности
становления социального
В связи с этим была составлена
и реализована в рамках проводимого
эксперимента методика развития социального
интеллекта детей старшего дошкольного
возраста. Была разработана такая
система развития социального интеллекта,
которая путем использования
различных игровых обучающих
методов (театрализация и
Таким образом, можно говорить о важности организации работы в детском саду по формированию социального интеллекта детей.
В ходе реализации разработанной методике и проведении контрольного исследования уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста можно сказать, что дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми.
На основе полученного опыта у детей формируются связи между эталонами разных модальностей и стимулируется возникновение собственного эмоционального отношения. Наблюдение показывает, что в поведении детей можно отметить положительные моменты: они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности (рисунке, движении, исполнении песен, театрализации), стали более доброжелательными.
Список использованной литературы
Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста