Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: создание системы руководства сюжетно-ролевыми играми детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем что, сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет станут более разнообразными, если воспитатель будет осуществлять руководство этой деятельностью. Объект - сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет.
Предмет - развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Задачи: Теоретически обосновать проблему исследования развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Выявить уровень развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.
Экспериментально проверить развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет--------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1. Особенности сюжетно-игровой деятельности детей 5-6 лет----------6
1.2. Структура сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, замыслы, правила)--------------------------------------------------------------------------------------------------10
1.3. Сюжеты детских игр: их разнообразие, связь окружающей действительностью------------------------------------------------------------------------16
1.4. Способы развития сюжетов детских игр----------------------------------20
Глава 2. Экспериментальное исследование развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет------------------------------------------------------------------------25
2.1 Констатирующий эксперимент----------------------------------------------26
2.2 Формирующий эксперимент-------------------------------------------------30
2.3 Контрольный эксперимент---------------------------------------------------34
Заключение--------------------------------------------------------------------------------38
Литература---------------------------------------------------------------------------------40
Приложение--------------------------------------------------------------------------------42

Вложенные файлы: 1 файл

0611055_41FE8_kursovaya_rabota_razvitie_syuzhetov_rolevyh_igr_detey_5_6_le.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Педагогический факультет

 

Кафедра дошкольных методик  и

Педагогики

 

 

 

 

Развитие сюжетов  ролевых игр детей 5-6 лет

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

 

Глава 1. Теоретические основы развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет--------------------------------------------------------------------------------------------6

1.1. Особенности сюжетно-игровой деятельности детей 5-6 лет----------6

1.2. Структура сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, замыслы, правила)--------------------------------------------------------------------------------------------------10

1.3. Сюжеты детских игр: их  разнообразие, связь окружающей действительностью------------------------------------------------------------------------16

1.4. Способы развития сюжетов детских игр----------------------------------20

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития сюжетов ролевых  игр детей 5 – 6 лет------------------------------------------------------------------------25

2.1 Констатирующий эксперимент----------------------------------------------26

2.2 Формирующий эксперимент-------------------------------------------------30

2.3 Контрольный эксперимент---------------------------------------------------34

Заключение--------------------------------------------------------------------------------38

Литература---------------------------------------------------------------------------------40

Приложение--------------------------------------------------------------------------------42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

      Вместе  с тем сегодня исследователи  (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что  в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

      Причины  такого положения с игрой, объясняют  Н. Я. Михайленко и Н. А.  Короткова. Прежде всего, это  связано с переходом отечественной  дошкольной педагогики на новый  этап развития. На начальных этапах  становления общественного дошкольного воспитания, игра служила средством «проработки» знаний. Педагогический процесс детского сада был настолько нерасчленен, что трудно было понять, где и как надо давать детям знания, а где они должны иметь возможность действовать свободно. Но сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение со взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободится» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

      Существенна  и другая причина: разрушение  естественного механизма передачи  игровой культуры. Согласно современным  психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая  деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

      Но у  современного дошкольника существует  мало шансов приобрести их, таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения  детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

      В современном  детском саду чаще всего уделяют  большое внимание материальному  оснащению игры, а не развитию  самих игровых действий и формированию  у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста,  а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно  важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

Цель данной курсовой работы: создание системы руководства сюжетно-ролевыми играми детей 5-6 лет.

Гипотеза: мы предполагаем что, сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет станут более разнообразными, если воспитатель будет осуществлять руководство этой деятельностью.

Объект -  сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет.

Предмет - развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.

Задачи:

      • Теоретически обосновать проблему исследования  развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.
      • Выявить уровень развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.
      • Экспериментально проверить  развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент; наблюдение; количественная и качественная обработка результатов.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет

1.1. Особенности  сюжетно-игровой деятельности детей 5-6 лет

 

Но как же возникает  роль в игре ребенка? Рассматривая зарождение игры в раннем возрасте, можно сказать, что символические замещения и действия с воображаемыми предметами возникают уже на третьем году жизни. Но такие действия еще не роль. Ребенок может долго кормить куклу или делать ей уколы, не беря на себя роль мамы или врача. Как же появляется роль в сознании и в действиях дошкольника?  
        Ответу на этот вопрос было посвящено исследование Н.Я.Михайленко, в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры; пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребенка к сюжетной игре и т.д. Хотя большинство детей 2—4 лет после этих воздействий совершали показанные действия, они не являлись еще ролевыми. Это выражалось, в частности, в том, что дети принимали предложения взрослого типа “покорми куклу”, “полечи мишку”, но не принимали предложений типа “поиграй в доктора” или “поиграй в воспитательницу”. Н.Я.Михайленко высказала предположение, что переход к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями: во-первых, с отнесением не одного, а ряда действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство); и во-вторых, с принятием роли персонажа, который задан в сюжете игры [11]. 
        Для того чтобы сформировать ролевую игру, были организованы совместные со взрослым игры, в которых дети выполняли ряд действий, соответствующих тому или иному персонажу, а по ходу выполнения взрослый относил их к той или иной роли: “Ты, как мама, кормишь дочку”, “Ты, как доктор, лечишь ребенка” и т.д. После окончания всей цепочки действий взрослый фиксировал все произведенные ребенком действия: “Ты играл в доктора”, “Ты играл в шофера”. Уже после небольшого числа таких совместных игр дети активно и охотно играли при простом предложении сюжета и легко брали на себя роли.  
         Главный вывод из этого формирующего эксперимента свидетельствует о том, что переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателя или родителей. Представление о спонтанности развития ролевой игры возникает вследствие того, что взрослые не замечают того руководства, которое ими стихийно осуществляется, или в силу того, что такое руководство берут на себя старшие дети. Ребенок сам не изобретает игровой роли. Он может усвоить этот способ игры только от тех, кто уже владеет им, кто может и хочет передать его ребенку.  
Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности [9]. 
        Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными, и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.  
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли.  
       Дети 6—7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “Суп после второго не подают”.  
Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и по тому, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие.     Поэтому часто на машине едут два “шофера”, а обед готовят несколько “матерей”. У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, “бывает, так или не бывает”.  
Выполнение роли воспитательницы показало, что для младших детей быть воспитательницей — это значит кормить малышей, укладывать их спать и гулять с ними. В игре детей среднего и старшего возраста роль воспитательницы все более концентрируется вокруг отношений “воспитательница — дети”. Появляются указания на характер взаимоотношений между детьми, нормы и способы их поведения.  
            Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. 
Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т.е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т.д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами — наоборот: правило должно быть открытым, т.е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура  сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, замыслы, правила)

 

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область  действительности, которая воспроизводится  детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т.д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим,  
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека — только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о влиянии взрослых на игру детей К.Д. Ушинский писал: “Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок»[15, 345].  
В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Сюжет – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка [9, 284].

Таким образом, сюжет  представляет собой воссоздание  в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, прежде всего, зависит от преобладающего мотива деятельности [14].

Детскую игру связывают с реализацией самых разных мотивов, таких как воссоздание эмоционально-значимых реальных событий; действий эмоционально-значимого взрослого, старшего ребенка. Сверстника, через принятие его роли; общение со сверстником.

Другим ведущим компонентом  сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие и выполнение роли Д. Б. Эльконин рассматривает как основной мотив возникновения игры. С этой точки – роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.

Роль возникает на первых этапах развития игры с помощью  взрослого, представляющего ребенку  сюжетные игрушки, с которыми он может выполнять усвоенные ранее схемы человеческих действий, причем принятие роли становится возможным при эмоциональном отношении ребенка к обыгрыванию игрушки. Роль это не конкретное лицо, взятое из жизни, и не осознанно собирает образ роли из многочисленных наблюдений, перерабатывая и дополняя их.

В работах Н. Я. Михайленко роль рассматривается как особое образование, о котором правомерно говорить в аспекте реализации сюжета игры. Роль заключает в себя осуществление  детьми действий и отношений, характерных для действующих лиц, заданных сюжетом. Ребенок как бы примеривает к себе действие другого человека и реализует их особыми игровыми средствами. [12]

Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки  зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.

Творчество в игре дошкольника выражается в способности  к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в  искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др.

Способность к созданию замысла связывается в психологических  и педагогических исследованиях  с накоплением ребенком знаний, представлений, т. е. опыта. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что накопление ребенком какого-либо опыта во многом определяется эмоциональным восприятием. Так, Д. В. Менджерицкая отмечала, что от того, насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретатель в поисках средств его наилучшего воплощения.

Возникающий в результате переработки (диссоциация, ассоциация, комбинирование) этих последних впечатлений  игровой образ является опосредованным отражением образа "другого". По мнению Д. Б. Эльконина, в качестве такого "другого" чаще всего выступает взрослый, образ которого отображается в детской игре (а прежде в воображении, на этапе создания замысла), но не как образ "другого", а как образ себе через "другого".

На протяжении дошкольного  детства игровой образ изменяется. Так, Е. Н. Литвинова утверждает, что  в младшем дошкольном возрасте в  основе создания образа лежит подражание внешней стороне деятельности взрослых в отличие от старших дошкольников, которые отражают в образе переживания взрослых.

Информация о работе Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет