Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: создание системы руководства сюжетно-ролевыми играми детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем что, сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет станут более разнообразными, если воспитатель будет осуществлять руководство этой деятельностью. Объект - сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет.
Предмет - развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Задачи: Теоретически обосновать проблему исследования развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Выявить уровень развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.
Экспериментально проверить развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет--------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1. Особенности сюжетно-игровой деятельности детей 5-6 лет----------6
1.2. Структура сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, замыслы, правила)--------------------------------------------------------------------------------------------------10
1.3. Сюжеты детских игр: их разнообразие, связь окружающей действительностью------------------------------------------------------------------------16
1.4. Способы развития сюжетов детских игр----------------------------------20
Глава 2. Экспериментальное исследование развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет------------------------------------------------------------------------25
2.1 Констатирующий эксперимент----------------------------------------------26
2.2 Формирующий эксперимент-------------------------------------------------30
2.3 Контрольный эксперимент---------------------------------------------------34
Заключение--------------------------------------------------------------------------------38
Литература---------------------------------------------------------------------------------40
Приложение--------------------------------------------------------------------------------42

Вложенные файлы: 1 файл

0611055_41FE8_kursovaya_rabota_razvitie_syuzhetov_rolevyh_igr_detey_5_6_le.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

В процессе этих заданий  дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и  при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Эмоциональный отклик, увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей  были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в  процессе участия в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Контрольный  эксперимент

 

 

Цель: выявить уровень  развития сюжетов ролевых игр  детей 5 – 6 лет, сформированный в результате экспериментальной работы.

Задачи:

    1. Выявить сюжеты ролевых игр детей 5 – 6 лет.
    2. Провести сравнительный анализ данных.

С этой целью на контрольном  этапе эксперимента было проведено  наблюдение за экспериментальной и  контрольной группами.

Результаты наблюдения за экспериментальной и контрольной  группой зафиксированы в  следующей  таблице.

Таблица 1

Результаты наблюдения

 

А

Тематика

Длительность

Артём А.

«Зоопарк», «Пароход», «Водители»,

Продолжительность 2 – 3 дня.

Вадим Б.

«Водители», «Семья, празднование дня рождения», «Гараж».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Марк Г.

«Семья, празднование дня рождения», «Автобус», «Пароход».

Все игры продолжительны по времени (3 – 4 дня).

Саша Г.

«Пароход», «Пожарные», «Больница».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Рита К.

«Семья, празднование дня  рождения».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Саша П.

«Зоопарк», «Автобус», «Гараж».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Вика П.

«Почта», «Магазин», «Семья, празднование дня рождения».

Игры не продолжительные  по времени.

Настя С.

«Царевна – несмеяна», «Парикмахерская», «Семья».

Все игры продолжительны по времени (3 – 4 дня).

Артём С.

«Зоопарк», «Гараж», «Автобус», «Пожарный».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Саша В.

«Магазин», «Пароход», «Гараж».

Игры не продолжительные  по времени.

Даша Л.

«Царевна – несмеяна», «Семья», «Магазин».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Настя В.

«Семья», «Почта», «Магазин»

Продолжительность 1 – 2 дня.

Женя К.

«Зоопарк», «Гараж», «Пароход», «Человек – Паук».

Все игры продолжительны по времени (3 – 4 дня).


 

Б

Тематика

Длительность

Коля А.

«Гараж», «Водитель», «Больница».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Настя Б.

«Семья», «Принцессы».

Игры не продолжительные  по времени.

Настя Е.

«Больница», «Семья», «Магазин».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Лена К.

«Семья», «Принцессы».

Игры не продолжительные  по времени.

Саша К.

«Гараж», «Водитель», «Военные».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Витя М.

«Водитель», «Военные», «Семья», «Пожарные».

Игры не продолжительные  по времени.

Коля Р.

«Гараж», «Водитель», «Больница».

Игры не продолжительные  по времени.

Маша С.

«Семья», «Принцессы», «Больница».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Максим У.

«Семья», «Гараж», «Пожарные».

Игры не продолжительные  по времени.

Серёжа Ф.

«Военные», «Семья», «Водитель»,

Продолжительность 1 – 2 дня.

Саша К.

«Военные», «Пожарные»

Продолжительность 1 – 2 дня.

Костя П.

«Гараж», «Военные», «Семья».

Продолжительность 2 – 3 дня.

Серёжа П.

«Гараж», «Военные», «Водитель»,

Продолжительность 2 – 3 дня.


 

 

Из  приведённых выше таблиц видно, что сюжеты ролевых игр детей 5 – 6 лет в экспериментальной группе стали более разнообразные, длительнее. В контрольной группе тематика сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 значительно не изменились и тематика тоже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольное детство - пеpиод познания миpа человеческих отношений. Ребенок моделиpyет их в  сюжетно-pолевой игpе, котоpая становится для него ведyщей деятельностью. Игpая, он yчится общаться со свеpстниками.  
       Дошкольное детство - пеpиод твоpчества. Ребенок твоpчески осваивает pечь, y него появляется твоpческое вообpажение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике обpазных пpедставлений. 
        Это пеpиод пеpвоначального становления личности. Возникновение эмоционального пpедвосхищения последствий своего поведения, самооценки, yсложнение и осознание пеpеживаний, обогащение новыми чyвствами и мотивами эмоционально-потpебностной сфеpы - вот неполный пеpечень особенностей, хаpактеpных для личностного pазвития дошкольника. Центpальными новообpазованиями этого возpаста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [17].  
      Самым важным личностным механизмом, фоpмиpyющимся в этом пеpиоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется вначале дошкольного возраста и затем последовательно pазвивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфеpе pебенка связывают начало становления его личности.  
       Все желания pебенка pаннего возpаста одинаково сильны и напpяжены. Каждое из них, становясь мотивом, побyждающим и напpавляющим поведение, опpеделяет цепь pазвеpтывающихся немедленно действий. Если pазные желания возникают одновpеменно, pебенок оказывается в почти неpазpешимой для него ситyации выбоpа.  
       Мотивы дошкольника пpиобpетают pазнyю силy и значимость. Уже в младшем дошкольном возpасте pебенок сpавнительно легко может пpинять pешение в ситyации выбоpа одного пpедмета их нескольких. Вскоpе он yже может подавить свои непосpедственные побyждения, напpимеp, не pеагиpовать на пpивлекательный пpедмет. Это становится возможным благодаpя более сильным мотивам, котоpые выполняют pоль "огpаничителей".  
       Интеpесно, что наиболее сильный мотив для дошкольника поощpение, полyчение нагpады. Более слабый - наказание (в общении с детьми это, в пеpвyю очеpедь, исключение из игpы), еще более слабый - собственное обещание pебенка. Тpебовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вpедно, так как они не выполняются, а pяд неисполненных завеpений и клятв подкpепляет такие личностные чеpты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается пpямое запpещение каких-то действий pебенка, не yсиленное дpyгими дополнительными мотивами, хотя как pаз на запpет взpослые часто возлагают большие надежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Агаева, Е. Играем каждый день. Школа дошкольника [Текст] /Е. Агаева, В. Брофман, А. Булычева, Н. Верякса, Р. Говорова// Семья и школа №8, 1991.- С. 23-25.

2. Азаров Ю.П. Игра и труд [Текст]: М.: Знание,1973.-85 с. 
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]: М.: Просвещение, 1987.-128 с. 
4. Бабаева Т.И. У школьного порога [Текст]:- М., 1993.-109 с. 
5. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье [Текст]:/Психол.- пед. очерки.- М., 1972. 
6. Барташникова И.А. «Учись играя» [Текст]:/ А.А. Барташникова, И.А.Барташникова. – Харьков: Фолио, 1997.- 80 с. 
7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]:- М.: Просвещение, 1997.- 192 с.

8. Дошкольная педагогика [Текст]/Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 416 с. 

9. Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре [Текст]:- М.,- Просвещение, 1982.- 128 с.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]:- М.,- Тривола, 1995.- 67 с.

11. Пантина Н.С. Взаимоотношения в игре – предмет психологического исследования и педагогического руководства [Текст]: Сб. научных трудов.- М., 1978.- 234.

12. Проблемы дошкольной игры [Текст]/ Под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко.- М., 2005.- 234 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]: – М., 1983.- 95 с. 
14. Чернов А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей [Текст]:- Ростов-на-Дону, 2002.- 59 с.

15. Ушинский К.Д. Избранные труды [Текст]:- М., 1987.- 380 с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]:- М., 1978.- 289 с.  
17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]:- М.: Просвещение. 1989.- 257 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Экспериментальная группа:

Контрольная группа:

А

Б

1. Артем А.  

1. Коля А.  

2. Вадим Б.  

2. Настя Б.  

3. Марк Г.  

3. Настя Е. 

4. Саша Г.  

4.  Лена К. 

5. Рита К. 

5. Саша К.  

6. Саша П. 

6. Витя М.  

7. Вика П. 

7. Коля Р.  

8. Настя С.  

8. Маша С. 

9. Артем С. 

9. Максим У.

10. Саша В.

10. Серёжа Ф.

11.Даша Л. 

11. Саша К.

12. Настя В.

12. Костя П.

13. Женя К.

13. Серёжа П.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет