Развитие творческих способностей младших школьников при выполнении аппликационных работ на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске путей средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников.
Особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребенка, его творческого потенциала, художественного развития.
Склонности к эстетическому воспитанию проявляются у детей довольно рано. Ярким примером служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях роботов, машин, учебно-наглядных пособиях.

Содержание

Введение 3
1. Возрастные особенности младших школьников 5
2. Понятие о способностях. Способности младшего школьника 8
3. Понятие об аппликации. Виды аппликации 12
4. История аппликации 15
5.Организация уроков технологии в начальной школе 20
6. Значение аппликационных работ в начальной школе 24
Заключение 32
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Самарской области 

Губернский колледж г. Сызрани 

социально - педагогический профиль

 

 

 

 

Развитие творческих способностей младших школьников

при выполнении аппликационных работ 

на уроках технологии.

 

Курсовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань,2010

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                            3

1. Возрастные особенности младших  школьников                                                       5

2. Понятие о способностях. Способности младшего школьника                                8

3. Понятие об аппликации. Виды  аппликации                                                            12

4. История аппликации                                                                                                  15

5.Организация уроков технологии в начальной школе                                             20                                                                                                                                                                                             

6. Значение аппликационных работ в начальной школе                                            24

Заключение                                                                                                                     32

Список использованной литературы                                                                            33

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Творчески работающий учитель  находится в постоянном поиске путей средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников.  
Особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребенка, его творческого потенциала, художественного развития.  
Склонности к эстетическому воспитанию проявляются у детей довольно рано. Ярким примером служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях роботов, машин, учебно-наглядных пособиях.  
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственно творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».  
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и творческое развитие учащихся начальных классов, может быть выполнение школьниками аппликационных работ, изучение самой аппликации как способа украшения предметов труда, внеклассная работа по украшению изделий аппликацией. Всё позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Выполнение аппликационных работ в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, творческого воображения, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

На основе актуальности данной темы была сформулирована проблема: каким образом развиваются творческие способности у младших школьников при выполнении аппликационных работ.

Выделение проблемы позволило  определить объект и предмет исследования.

Объект исследования: целенаправленны процесс активизации  и развития творческого мышления младших школьников в условиях применения методов активизации детского творческого мышления.

Предмет исследования: процесс  развития творческих способностей младших  школьников

в ходе выполнения детьми аппликационных  работ

Исход из объекта и  предмета исследования была сформулирована цель исследования: изучение влияния аппликационных работ на развитие творческих способностей младших школьников.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

  1. изучить влияние аппликационных работ на развитие творческих способностей детей;
  2. определить значение аппликационных работ в начальной школе
  3. рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
  4. изучить, как выполнение аппликационных работ влияет на развитие творчества школьников.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование на уроках технологии  аппликационных работ влияет на развитие творческих способностей младших школьников.

Основными методами исследования стали:

 

 

 

 

 1. Возрастные особенности младших школьников.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в

школьном возрасте —  переход от конкретно-образного  к словесно-логическому и рассуждающему  мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других

психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опирающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий. Но уровень усвоения этих понятий может существенно различаться в зависимости от организации обучения. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета. В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно - теоретического мышления, позволяющего ученику

понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерности его функционирования и преобразования.

Интеллектуальная рефлексия является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников.

Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. На первом плане — формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.

С первых дней школьного  обучения предъявляются чрезвычайно

высокие требования к  вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к

самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики

в пределах задания и  всего рабочего дня.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает

внимание на главные  и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

Память приобретает  осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала.

В возрасте7—11 лет активно  развивается мотивационно-потребностная  сфера

и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей

и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

В условиях развивающего обучения учебный познавательный интерес становится действенным. Все большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний

план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции,

особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.

Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).

Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

В зависимости от организации  и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться.

 

 

 

 

2. Понятие о способностях. Способности младшего школьника.

Способности — это  такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях

человека. Между тем  данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре

обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие,

чем у других, способности.

Способности и знания, способности и умения, способности  и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям  и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура,

состав и влажность  почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение,

настойчивость, проявленная  педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество  способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия  этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не

приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной  деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может  выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть

прекрасное в окружающем мире.

Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы.

В чем же выражается единство способностей, с одной стороны, и умений, знаний и навыков - с другой? Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс

овладения знаниями и  умениями, существенно важными для  данной

деятельности.

Наилучших результатов  достигают дети при работе с профилирующим  для их способностей материалом («математический», «лингвистический»), не имея такой же успешности в работе с другим материалом. Дети, способные к математике, уверенно чувствуют себя, имея дело с математическими объектами, сразу схватывают суть математических отношений и действий. Лингвистический материал вызывает у них затруднение и приходится затрачивать значительно больше сил и времени для его усвоения, а некоторые задания «лингвистического» характера... «математики» вообще выполнить не могут. «Лингвисты», легко и свободно разбираясь в лингвистическом материале, часто испытывают немалые сложности в овладении математическим материалом, им с трудом даются обобщенные принципы решения математических задач и примеров.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников при выполнении аппликационных работ на уроках технологии