Развитие творческих способностей на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.1. Способности. Творческие способности младших школьников
1.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностический инструментарий (тест Торренса)
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)
  1. Показатель БЕГЛОСТИ для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель ГИБКОСТИ, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за ОРИГИНАЛЬНОСТЬ определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель РАЗРАБОТАННОСТИ ответов.

УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА

В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных  фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут  использоваться как сами рисунки, так  и их названия (что иногда не совпадает). Ниже приведен список №2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые  не могут быть включены ни одну из категорий  этого списка, следует применять  новые категории с обозначением их «Х1», «Х2» и т.д. Однако это потребуется  очень редко.

 Категории ответов,  оцениваемых 0 или 1 баллом за  оригинальность, значительно удобнее  определять по списку №1 отдельно  для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных  ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается  за ответы, встречающиеся в 2-4, 9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке №1 для  каждой фигуры в отдельности. Поэтому  интерпретацию результатов целесообразно  начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых  испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс  считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку  такие ответы довольно редки. Они  указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают  на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым  присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в  блоки исходных фигур:

 

за объединение двух рисунков.............................................. 2 балла,

за объединение трех-пяти рисунков ................................... 5 баллов,

за объединение шести-десяти рисунков ............................. 10 баллов.

Эти премиальные баллы  добавляются к общей сумме  баллов за оригинальность по всему  заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы  даются за каждую значительную деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ  должен быть значительным, иначе его  разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

  • Каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз.
  • Цвет, если он дополняет основную идею ответа.
  • Специальную штриховку (но не за каждую линию,, а за общую идею) - тени, объем, цвет.
  • Украшение если оно имеет смысл само по себе.
  • Каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства.
  • Поворот рисунка на 90 градусов и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка.
  • Каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается одним баллом.

В приведенных ниже списках  ответов сами ответы распложены в  алфавитном порядке. В скобках уже  указаны номера категорий.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является  специфическим для творческого  мышления и полезен прежде  всего тем, что позволяет понять  другие показатели КТТМ. Данные  показывают (см. таблицу 1), что большинство  детей 1-8 классов выполняют от  семи до десяти заданий, а  старшеклассники - от восьми до  десяти заданий. Минимальное количество  выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаще всего у подростков (5 - 8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель  оценивает разнообразие идей  и стратегий, способность переходить  от одного аспекта к другому.  Иногда этот показатель полезно  соотнести с показателем беглости  или даже вычислить индекс  путем деления показателя гибкости  на показатель беглости и умножения  на 100%. Напомним, что если испытуемый  имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности  его мышления, низком уровне информированности,  ограниченности интеллектуального  потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель  характеризует способность выдвигать  идеи, отличающиеся от очевидных,  общеизвестных, общепринятых, банальных  или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения  этого показателя обычно характеризуются  высокой интеллектуальной активностью  и неконформностью. Оригинальность  решения предполагает способность  избегать легких, очевидных и  неинтересных ответов. Как и  гибкость, оригинальность можно  анализировать в соотношении  с беглостью с помощью индекса,  вычисляемого описанным выше  способом.

4. Разработанность. Высокие  значения этого показателя характерны  для учащихся с высокой успеваемостью,  способных к изобретательской  и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных  и нерадивых учащихся. Показатель  разработанности ответов отражает  как бы другой тип беглости  мышления и в определенных  ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

(Общее число учащихся  всех классов составило 500 человек,  примерно по 100 человек в каждой  возрастной группе. В скобках  указаны показатели стандартного  отклонения)

Таблица 2 Средние  значения показателей КТТМ у учащихся разных классов

Класс

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 -2

9,0 (1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

3 - 4

8,9 (1,6)

7,6 (1,6)

9,7 (3,6)

31,7 (15,2)

5 - 6

6,8 (2,2)

6,8 (2,2)

9,2 (4,1)

30,4 (16,5)

7 - 8

7,4 (1,9)

7,4 (1,9)

9,6 (3,6)

31,8 (17,4)

9 - 11

8,1 (1,2)

8,1 (1,2)

10,7 (3,3)

40,4 (13,6)

1 - 11

7,6 (1,6)

7,6 (1,6)

10,0 (3,4)

31,3 (15,3)


 

Для сопоставления показателей  творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную  Т - шкалу. Это позволит сравнить результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту  творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).

Таблица 3 Преобразование «сырых» показателей  в Т - шкалу
 

Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

Т – шкала

1 - 3

класс

4 - 8

класс

9 - 11

класс

1 - 2

класс

3 - 8

класс

9 - 11

класс

100

-

-

-

66

110

108

95

-

-

-

62

101

101

90

-

-

-

58

92

95

85

20

-

-

54

83

88

80

19

20

20

49

75

81

75

18

18

18

45

68

74

70

16

17

17

40

62

68

65

15

15

16

35

55

61

60

13

13

14

31

48

54

55

12

11

12

26

39

47

50

10

9

11

22

30

40

45

9

7

9

18

23

33

40

7

5

7

14

16

27

35

6

3

5

10

11

20

30

4

1

4

5

7

13

25

2

-

1

1

2

7

20

1

-

-

-

-

1


 

Значения по Т - шкале 50 + 10 соответствуют возрастной норме.

2.2 Система творческих  заданий как средство развития  творческих способностей младших  школьников.

 

Любую деятельность, в том  числе и творческую, можно представить  в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие  от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти  способ решения, применить знания в  новых условиях, создать нечто  субъективно (иногда и объективно) новое. [21]

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий  начальной школы показал, что  содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых  являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий  направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно  методов, основанных на интуитивных  процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно  выделить следующие требования к  творческим заданиям:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • соответствие условия выбранным методам творчества;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня развития;
  • учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий  включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Особое внимание уделяется  творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках математики