Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 04:57, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.1. Способности. Творческие способности младших школьников
1.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностический инструментарий (тест Торренса)
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Заключение
Список литературы
При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. прил. 2).
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1-я группа – «Познание».
Цель — накопление творческого
опыта познания
2-я группа – «Создание».
Цель — накопление учащимися
творческого опыта создания
3-я группа – «Преобразование».
Цель — приобретение
4-я группа – «Использование
в новом качестве». Цель —
накопление учащимися опыта
Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 1 тематическими сериями.
Творческие задания
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.
III уровень — предполагает
выполнение заданий на основе
перебора вариантов и
II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.
I уровень — предполагает
выполнение творческих заданий
на основе мыслительных
Каждый из методов творчества имеет определенные функции (см. прил. 2).
Критерии |
Показатели критерия |
Методы определения показателей |
Творческое мышление |
Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия |
Тестирование по методике Е. Торренса |
Тестирование по методике С.И. Гин | ||
Творческое воображение |
Продуктивность Умение работать с образами в пространстве |
Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера |
Управляемость |
Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества |
Использование
эвристических и |
Анализ творческой деятельности учащихся |
Наше время – это
время перемен. Сейчас России нужны
люди, способные принимать
Проведенное исследование показало,
что ориентация современной школы
на гуманизацию процесса образования
и разностороннее развитие личности
ребенка предполагает необходимость
гармоничного сочетания собственно
учебной деятельности, в рамках которой
формируются базовые знания, умения
и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с развитием
Отсюда можно сделать
вывод, что активное введение в традиционный
учебный процесс разнообразных
развивающих занятий и систем
творческих заданий, специфически направленных
на развитие творческой деятельности,
личностно-мотивационной и
Тематические серии |
Содержание творческих заданий |
Типы заданий |
Возможности учебных предметов |
“Театральная” |
Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Художественный труд Литературное чтение |
“Бионика” |
Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники |
Создание Преобразование |
Окружающий мир |
“Винни-Пух решает вслух” |
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Литературное чтение |
“Технический мир” |
Изучение и создание различных технических объектов |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Художественный труд ОБЖ |
“Природный мир” |
Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений |
Познание Преобразование |
Обучение грамоте Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык |
“Организм человека” |
Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” |
Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов |
Создание Преобразование |
Математика Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Признаки” |
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Космос” |
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Художественный труд Окружающий мир |
“Страна несделанных дел” |
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний |
Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Бесприродный технический мир” |
Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными |
Преобразование Использование в новом качестве |
Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” |
Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов |
Познание Создание Преобразование |
Обучение грамоте Литературное чтение |
“Да-Нетки” |
Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов |
Познание |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |
“Безопасность” |
Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ Художественный труд |
“Проблемы третьего тысячелетия” |
Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Гениальные” задачи” |
Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Дополнительная учебная программа |
“Достойный ответ” |
Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения |
Познание Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир |
“Что такое хорошо?” |
Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) |
Познание |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |
Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках математики