Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………
6
1.1
Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей…………………………………………………….........
6
1.2
Развитие творческого воображения у младших школьников………
17
Глава 2.
Специфика уроков изобразительного искусства………………………
24
2.1
Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО…………..
24
2.2
Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства……………
27
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках ИЗО………………….
35
3.1
Процедура и методы исследования……………………………………
35
3.2
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО…………………………………
44
Заключение…………………………………………………………………………...
47
Список литературы………………………………………………………………….
49
Приложение………………………………………………………………………….
51

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Ирина, диплом готовый(2).doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 
Гуманитарно-культурологический институт 
 

 

Кафедра педагогики и психологии

Специальность: 031401.65 «Культурология»,

дополнительная квалификация «Преподаватель»

Курс 5, группа 651 

 

 

 

ИВАНОВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА 

 
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 

 

 

Научный руководитель: 
______________________________

звание, должность ФИО 
Работа допущена к защите_________________ 
Заведующий кафедрой _________________ 
Дата представления _________________ 
Дата защиты _________________ 
Оценка ____________________ 
 
 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013  
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

3

Глава 1.

Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………

6

1.1

Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей…………………………………………………….........

6

1.2

Развитие творческого воображения у младших школьников………

17

Глава 2.

Специфика уроков изобразительного искусства………………………

24

2.1

Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО…………..

24

2.2

Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства……………

27

Глава 3.

Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках ИЗО………………….

35

3.1

Процедура и методы исследования……………………………………

35

3.2

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО…………………………………

44

Заключение…………………………………………………………………………...

47

Список литературы………………………………………………………………….

49

Приложение………………………………………………………………………….

51

   
     
     
     
     
     
     

 

 

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.

 Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Цель работы выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.

Задачи исследования:

  • провести обзор теоретико-методологической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
  • изучить особенности творческого воображения младших школьников;
  • описать методы исследования творческого воображения младших школьников;
  • разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО;
  • провести исследование по развитию творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Методы исследования:

- теоретические (анализ литературы  по проблеме исследования, изучение  передового педагогического опыта);

- методики на выявление уровня  развития творческого воображения;

- изучение продуктов деятельности  школьников.

Достоверность результатов обеспечена использованием системы взаимодополняющих методов, наличием разнообразного эмпирического материала, сочетанием результатов обобщения практики работы по проблеме исследования с опытной работой.

Методологической основой исследования являются работы ведущих педагогов, психологов, связанные с проблемой развития воображения в младшем школьном возрасте Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: в работе представлен  подробный анализ литературы по проблеме развития  воображения, в том числе творческого, в младшем школьном возрасте. Выделены особенности развития воображения у младших школьников. Разработан цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей ИЗО по развитию творческого воображения. Разработанная программа может быть внедрена в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Структура исследования: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте

1.1 Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей

 

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) [11].

Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.

По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира [24].

Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение человека выражается:

1) в построении образа средств  и конечного результата предметной  деятельности;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые  не программируют, а заменяют, симулируют  действительность;

4) в создании образов, соответствующих  описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический  характер, как и другие психические  процессы (мышление, память, восприятие) [17].

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. "Из ничего" воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.

Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска [13].

Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.

С появлением воображения познавательные возможности и формы поведения человека существенно расширились. Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Воображение на процессы свой отпечаток, делает сугубо индивидуальными. Например, любуясь плывущими по нему облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин. Неповторимые образы возникают и у каждого из людей, прослушивающих музыкальное произведение.

Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения [3].

Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувство эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше его побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства