Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:57, дипломная работа
Цель работы выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………
6
1.1
Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей…………………………………………………….........
6
1.2
Развитие творческого воображения у младших школьников………
17
Глава 2.
Специфика уроков изобразительного искусства………………………
24
2.1
Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО…………..
24
2.2
Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства……………
27
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках ИЗО………………….
35
3.1
Процедура и методы исследования……………………………………
35
3.2
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО…………………………………
44
Заключение…………………………………………………………………………...
47
Список литературы………………………………………………………………….
49
Приложение………………………………………………………………………….
51
Урок №5
Тема: "старинные вещи"
Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить на бумаги
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечания |
ОНУ |
Проверка готовности к уроку |
|
Основная часть |
Вводная беседа. Давайте вспомним предметы старого быта. Какие вы знаете? Попробуйте устно описать их |
|
Практическая работа |
Теперь представьте как могли бы выглядеть предметы старого быта и изобразите их на бумаге |
|
Итог урока |
Выставка работ. Уборка рабочего места |
Занятие №6
Тема: " Изображение сказочной избушки"
Цель: развитие воображения
Этапы |
Содержание |
Примечания |
ОНУ |
Проверка готовности |
|
Основная часть |
Вводная беседа. Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А именно вспомним сказки в которых были избушки. Назовите такие сказки. Вспомните описание избушек в русских народных сказках. |
|
Практическая часть |
Изобразите на листе бумаги избушку русских народных сказок со всеми деталями, которые вспомните. |
|
Итог урока |
Вот молодцы, Вы построили большую и крепкую избушку. |
Занятие №7
Тема: " Волшебная нитка"
Цель: развитие воображения
Этапы |
Содержание |
Примечания |
ОНУ |
Проверка готовности |
|
Основная часть |
Инструктаж. Берём нитку, обмазываем её краской. Нить произвольно набрасываем на лист бумаги, и один конец спускаем вниз. Сверху накладываем другой лист. Прижимаем рукой, затем нить вытягиваем - получается размазанное пятно. В полученном изображении находим образы и дорисовываем. |
Показ учителя |
Практическая работа |
Приступаем к выполнению |
|
Итог урока |
Выставка работ. Уборка рабочих мест. |
Цель: определить уровень развития творческого воображения у учащихся 4 "Б" класса ДШИ № 9 на контрольном этапе.
Результаты контрольного исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития творческого воображение у детей после исследования
ФИО ребенка |
Результат (в баллах) |
Уровень развития |
|
8,5 |
высокий |
|
6,5 |
средний |
|
5 |
средний |
|
6,5 |
средний |
|
7,5 |
высокий |
|
4,5 |
средний |
|
5,5 |
средний |
|
5 |
средний |
|
6 |
средний |
|
4,5 |
средний |
|
6,5 |
средний |
|
6 |
средний |
|
6 |
средний |
|
6,5 |
средний |
|
7,5 |
высокий |
|
8 |
высокий |
|
7,5 |
высокий |
|
10 |
высокий |
|
7 |
высокий |
В целом по классу результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Уровень развития творческого воображение у детей после исследования (в целом по классу)
Уровень воображения |
% |
Высокий |
37% |
Средний |
63% |
Низкий |
0% |
Таким образом, мы констатируем, что разработанные нами занятия повысили уровень творческого воображения практически у всех детей. Самое главное, что упражнения помогли снять «барьеры» в рисовании, дали возможность детям отойти от инструкций и раскрепостить свое воображение.
Более наглядно динамика развития творческого воображения учащихся, представлена в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Динамика развития уровня творческого воображения учащихся 4 б класса
Таким образом, анализ результатов показал, что уровень творческого воображения в классе изменился в сторону повышения. Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, не боятся проявлять свою индивидуальность. В работе ребят чувствовалось, что они стали серьёзнее относиться к таким занятиям, за время эксперимента, их интерес к ним не уменьшился, а скорее наоборот повысился. Следовательно, можно сделать вывод, что уроки ИЗО качественно развивают воображение детей, повышают их активность и мотивацию.
Можно отметить и некоторые качественные изменения. Потребность детей к творчеству, будучи стихийной, стала превращаться в привычку. Ребята привыкли к поиску оригинальных, нестандартных решений. Каждое творческое занятие воспринимается детьми не как навязанная необходимость, а как естественное логическое продолжение начатой ранее работы. Ребята высказывали свои предложения, пожелания, вносили в задания свои изменения, а это говорит уже о том, что они перешли на качественно новый уровень творчеств. Они начали творить обдуманно, ради дальнейшего результата.
Наше исследование показало, что творчество естественно для ребёнка, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремление, направить.
Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:
Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.
Приложение 1
Методика «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко
Каждому ребёнку предлагается карточка с 10 фигурами, им нужно закончить эти фигуры.
Приложение 2
Цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО
Урок №1.
Тема: "Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом"
Цели: повторить название сказок, учить сочинять свои сказки, развивать воображение, глазомер.
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечания |
ОНУ |
Проверка готовности к уроку |
|
Основная часть. |
Вводная беседа. Дети, скажите, а вы когда-нибудь читали сказки? - Какие сказки вы помните? В чём особенности сказок? (они выдуманные, там происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни, есть выдуманные персонажи) А вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Давайте попробуем сочинить сказку самостоятельно. |
|
Практическая работа |
Теперь давайте самостоятельно попробуем нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы когда-то читали, либо нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы сочинили сами. |
Слежу за выполнением работы |
Итог |
Выставка работ. Уборка рабочих мест. |
Урок №2
Тема: "Звук"
Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развивать воображение, глазомер.
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечания |
ОНУ |
Проверка готовности к уроку |
|
Основная часть |
Вступительная беседа Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т.д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить: Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него. Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик. |
Устные ответы детей. |
Практическая работа |
Придумайте свой собственный звук и попробуйте нарисовать его. |
Слежу за выполнением работы |
Итог урока |
Выставка работ. Уборка рабочих мест |