Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………
6
1.1
Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей…………………………………………………….........
6
1.2
Развитие творческого воображения у младших школьников………
17
Глава 2.
Специфика уроков изобразительного искусства………………………
24
2.1
Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО…………..
24
2.2
Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства……………
27
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках ИЗО………………….
35
3.1
Процедура и методы исследования……………………………………
35
3.2
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО…………………………………
44
Заключение…………………………………………………………………………...
47
Список литературы………………………………………………………………….
49
Приложение………………………………………………………………………….
51

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Ирина, диплом готовый(2).doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

 

Урок №5

Тема: "старинные вещи"

Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить на бумаги

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

ОНУ

Проверка готовности к уроку

 

Основная часть

Вводная беседа. Давайте вспомним предметы старого быта. Какие вы знаете? Попробуйте устно описать их

 

Практическая работа

Теперь представьте как могли бы выглядеть предметы старого быта и изобразите их на бумаге

 

Итог урока

Выставка работ. Уборка рабочего места

 

 

Занятие №6

Тема: " Изображение сказочной избушки"

Цель: развитие воображения

Этапы

Содержание

Примечания

ОНУ

Проверка готовности

 

Основная часть

Вводная беседа. Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А именно вспомним сказки в которых были избушки. Назовите такие сказки. Вспомните описание избушек в русских народных сказках.

 

Практическая часть

Изобразите на листе бумаги избушку русских народных сказок со всеми деталями, которые вспомните.

 

Итог урока

Вот молодцы, Вы построили большую и крепкую избушку.

 

      Занятие №7

Тема: " Волшебная нитка"

Цель: развитие воображения

Этапы

Содержание

Примечания

ОНУ

Проверка готовности

 

Основная часть

Инструктаж. Берём нитку, обмазываем её краской. Нить произвольно набрасываем на лист бумаги, и один конец спускаем вниз. Сверху накладываем другой лист. Прижимаем рукой, затем нить вытягиваем - получается размазанное пятно. В полученном изображении находим образы и дорисовываем.

 Показ учителя

Практическая работа

Приступаем к выполнению

 

Итог урока

Выставка работ. Уборка рабочих мест.

 

 

 

Стоит отметить то, как дети с большим воодушивлением работали по нашему сценарию. Поскольку ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра, разработанные нами занятия мы выстраивали с учетом этого факта. После проведения занятий мы провели контрольную диагностику. Результаты исследования представлены в следующем параграфе. 
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО

Для оценки эффективности разработанного нами цикла занятий по развитию творческого воображения младших школьников мы воспользовались той же методикой О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур».

Цель: определить уровень развития творческого воображения у учащихся 4 "Б" класса ДШИ № 9 на контрольном этапе.

Результаты контрольного исследования приведены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития творческого воображение у детей после исследования

ФИО ребенка

Результат (в баллах)

Уровень развития

  1. Аня А

8,5

высокий

  1. Дима А

6,5

средний

  1. София Б

5

средний

  1. Даша Б

6,5

средний

  1. Снежана Б

7,5

высокий

  1. Сережа Г

4,5

средний

  1. Настя Г

5,5

средний

  1. Лера З

5

средний

  1. Егор К

6

средний

  1. Лера Л

4,5

средний

  1. Катя Л

6,5

средний

  1. Паша М

6

средний

  1. Коля М

6

средний

  1. Яна М

6,5

средний

  1. Нина Ф

7,5

высокий

  1. Наташа Ф

8

высокий

  1. Саша Ч

7,5

высокий

  1. Даниил Ч

10

высокий

  1. Ксюша Ш

7

высокий


 

 

В целом по классу результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Уровень развития творческого воображение у детей после исследования (в целом по классу)

Уровень воображения

%

Высокий

37%

Средний

63%

Низкий

0%


 

Таким образом, мы констатируем, что разработанные нами занятия повысили уровень творческого воображения практически у всех детей. Самое главное, что упражнения помогли снять «барьеры» в рисовании, дали возможность детям отойти от инструкций и раскрепостить свое воображение.

Более наглядно динамика развития творческого воображения учащихся, представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Динамика развития уровня творческого воображения учащихся 4 б класса

 


 

 

 

 

Таким образом, анализ результатов показал, что уровень творческого воображения в классе изменился в сторону повышения. Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, не боятся проявлять свою индивидуальность. В работе ребят чувствовалось, что они стали серьёзнее относиться к таким занятиям, за время эксперимента, их интерес к ним не уменьшился, а скорее наоборот повысился. Следовательно, можно сделать вывод, что уроки ИЗО качественно развивают воображение детей, повышают их активность и мотивацию.

Можно отметить и некоторые качественные изменения. Потребность детей к творчеству, будучи стихийной, стала превращаться в привычку. Ребята привыкли к поиску оригинальных, нестандартных решений. Каждое творческое занятие воспринимается детьми не как навязанная необходимость, а как естественное логическое продолжение начатой ранее работы. Ребята высказывали свои предложения, пожелания, вносили в задания свои изменения, а это говорит уже о том, что они перешли на качественно новый уровень творчеств. Они начали творить обдуманно, ради дальнейшего результата.

Наше исследование показало, что творчество естественно для ребёнка, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремление, направить.

 

Заключение

 

Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:

    • создание особой, творческой обстановки, определяющей развитие детей;
    • предоставление возможности ребенку самостоятельно принимать решения при решении учебных задач, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей.
    • предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах.
    • умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.
    • комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.
    • использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.

 

Список литературы

 

  1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В.Андреева. - Н. Новгород, 2004. - 20 с.
  2. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы / Т.Ф.Беляев. - М.: Просвещение, 1993. -125 с.
  3. Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / А.Л. Венгер, Д.В. Эльконин. - Москва, 1998. – 254с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 231 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М., 1999 - 93 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.
  7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо - Москва: Просвещение, 2006. - 256 с.
  8. Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К.Маркова // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1998 – С.180-205.
  9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. – 1999 - №6 - С.52-59.
  10. Игнатьев Е. И. Психология: пособие для педагогических училищ / Е.И. Игнатьев, И.С.Лукин, М.Д. Громов. - М., Просвещение, 1965.- 115с.
  11. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д.Кириллова // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М., 2000-176 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность / А.Н.Леонтьев. - М., 1975. – 121с.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М., 2005 - 456 с.
  15. Мухина В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М., 1995 -272 с.
  16. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский. М., Просвещение, 2009.-213с.
  17. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С.Немов. - М., Просвещение, 2005. - 470 с.
  18. Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. – 2004. – 389 с.
  19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений // Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 2003-160 с.
  20. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В.Бордовский, С.И.Розум., 2002. - 345 с.
  21. Речинская Е.Г.  Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речинская, Е.А. Сошина. – М.: Владос, 1999.-121 с.
  22. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д.Столяренко, СПб.: Лидер, 2005.-255с.
  23. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
  24. Уроки развития воображения. - М., 2000. – С.44-73. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Приложение 1

 

Методика «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко

Каждому ребёнку предлагается карточка с 10 фигурами, им нужно закончить эти фигуры.

 

 

 

 

     Приложение 2

Цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО

Урок №1.

Тема: "Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом"

Цели: повторить название сказок, учить сочинять свои сказки, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока

Содержание урока

 Примечания

ОНУ

Проверка готовности к уроку

 

Основная часть.

Вводная беседа. Дети, скажите, а вы когда-нибудь читали сказки? - Какие сказки вы помните? В чём особенности сказок? (они выдуманные, там происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни, есть выдуманные персонажи) А вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Давайте попробуем сочинить сказку самостоятельно.

 

Практическая работа

Теперь давайте самостоятельно попробуем нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы когда-то читали, либо нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы сочинили сами.

Слежу за выполнением работы

Итог

Выставка работ. Уборка рабочих мест.

 

 

 

Урок №2

Тема: "Звук"

Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

ОНУ

Проверка готовности к уроку

 

Основная часть

Вступительная беседа Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т.д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить: Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него. Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик.

 Устные ответы детей.

Практическая работа

 Придумайте свой собственный  звук и попробуйте нарисовать  его.

Слежу за выполнением работы

Итог урока

Выставка работ. Уборка рабочих мест

 

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства