Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПЭ.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

   Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.

   На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.

   В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

   В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».

   Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

   В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

   Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

   А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

   Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.

   Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

   Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий:

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная  помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера  сопереживания, сотрудничества

4. Мотивация задания.

   Уроки технологии и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности.

   При организации трудового процесса на уроках технологии необходимо также учитывать следующие условия:

– учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;

– содержание творческой деятельности должно соответствовать  уровню знаний, трудовых умений и навыков  учащихся для определенного возраста;

– для поддержания  нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая  современному уровню производства материально - техническая база и подобраны  нужные кадры, владеющие методикой  творческой работы с учащимися.

   Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

  Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

   Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:

- независимость -- личностные  стандарты важнее стандартов группы;

- беспристрастность оценок  и суждений;

- открытость ума -- готовность поверить своим и  чужим фантазиям;

- восприимчивость к  новому и необычному;

- высокая толерантность  к неопределенным и неразрешимым  ситуациям;

- конструктивная активность  в этих ситуациях;

- развитое эстетическое  чувство, стремление к красоте.

   Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которая дает и ученику, и учителю новые нестандартные решения творческих задач.

   Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.

   Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога - научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности - вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

   Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.

   Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

   Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

 Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.

   Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

1. Интересы ученика,  личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать  то, что никто кроме него не  даст «верного» решения стоящей  перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет выбирает  материалы для работы, чтобы создать  интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.

3. При выборе форм  уроков, нужно учитывать то, что  лучше всего может увлечь детей,  а именно выбирать те занятия,  где можно пофантазировать, и  насколько возможно окружить  ребенка такой средой и такой  системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.

4. Как в игровых  уроках, так и в обычных, нужно  учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

   Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния «творческого озарения», «душевного подъёма», в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата «творческого озарения» до стадии завершенного продукта творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение «инструментарием», доскональное знание дела, а также трудолюбие, самоотверженность и волевые качества. Поэтому процесс формирования и развития творческого потенциала учащихся необходимо строить с учётом этих особенностей первичной и вторичной креативности.

 

 

 

 

  1.2. Экологическое образование и творческий потенциал.

  «Вряд ли вы найдете много желающих «экообразовываться». А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все». (Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании.)

   Думаю, что для всех, кто искренне озабочен судьбами природы, достаточно очевидна следующая нехитрая истина. Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. И формируется экологическое мышление вместе со всеми прочими представлениями о жизни, то есть уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе. Тем более, что подросток, впервые встретившийся с экологией как школьным предметом, имеет все шансы ее действительно «пройти». Мимо. Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. Как можно более раннее знакомство с азами экологической проблематики в целом не вызывает сомнений. Другое дело – как именно происходит это знакомство.

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании