Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПЭ.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

   С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

   Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

   Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

   Экологическое образование становится приоритетным направлением государственной стратегии устойчивого развития России. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением страны в быстро меняющихся условиях окружающей среды.

   Экологию должен отличать нравственный аспект, что потребует пересмотра современного состояния педагогической системы.

    Экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности . Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

      Из многообразия подходов экологического образования можно выделить два полярных. Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях.        Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. "Человек

должен прочувствовать свое родство с природой, умерить  свои потребности и развивать  духовную сферу" - основная задача этого  направления.

   Значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

   Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитание. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно.

     Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. И формируется экологическое мышление вместе со всеми прочими представлениями о жизни, то есть уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе. Тем более, что подросток, впервые встретившийся с экологией как школьным предметом, имеет все шансы ее действительно «пройти». Мимо. Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. Как можно более раннее знакомство с азами экологической проблематики в целом не вызывает сомнений. Другое дело – как именно происходит это знакомство.

   Все возможные способы можно условно разделить на три основных направления. Первое, научное, предполагает углубленное изучение биологии, проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных работ. При втором дети, не особо углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой городов, лесов и рек от мусора. Наконец, третье направление – это разнообразное творчество на экологические темы: театры и газеты, стихи, рассказы и фотографии о природе.

    В ходе работы  провели тестирование на определение  уровня творческого потенциала. Участвовало 48 человек (25 человек – 10лет, 23 человека – 15лет).  По итогам тестирования обнаружилось, что с возрастом уровень творческого потенциала уменьшается.

    На сегодняшний день назрела потребность в разработке новых оригинальных авторских программ и интерактивных форм, привлечение в систему дополнительного образования высокопрофессиональных специалистов, внедрению новых технологий развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список использованной литературы.

 

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.  Экологическая педагогика и психология.  Ростов- на – Дону:  - Феникс, 1996  476 с.
  2. Дорошко О. М. Экологическая педагогика. Гродно ГрГУ, 2002. - 176 с.
  3. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. 176 с.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
  5. Ecology – portal.ru

6. С.В. Рослякова «Развитие  познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе»

 

 

 

 

 

Приложение 1

ТЕСТ "Творческий потенциал".

      ИНСТРУКЦИЯ:

   Выберите один  из предложенных вариантов поведения  в данных ситуациях.    Обведите  его в кружочек.

 

1. Считаете ли вы, что  окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в  чём.

 

2. Думаете ли вы, что  сами можете участвовать в  значительных изменениях

окружающего мира:

а) да, в большинстве  случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

 

3. Считаете ли вы, что  некоторые из ваших идей принесли  бы значительный прогресс в  той сфере деятельности, в которой  вы работаете: 

а) да;

б) да, при благоприятных  обстоятельствах;

в) лишь в некоторой  степени.

 

4. Считаете ли вы, что  в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а)да,наверняка;

б)это маловероятно;

в) возможно.

 

5. Когда вы решаете  предпринять какое-то действие, думаете  ли вы, что осуществите своё  начинание: 

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

 

6. Испытываете ли вы  желание заняться делом, которое  абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас  привлекает;

б) неизвестное вас  не интересует;

в) всё зависит от характера  этого дела.

 

7. Вам приходиться  заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а)да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам  это нравится.

 

8. Если дело, которое  вы не знаете, вам нравится, хотите  ли вы знать о нём всё: 

 а) да;

 б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

 в) нет, вы хотите  удовлетворить своё любопытство. 

 

9. Когда вы терпите  неудачу, то:

 а) какое-то время  упорствуете вопреки здравому  смыслу;

 б) махнёте рукой  на эту затею, так как понимаете,  что она нереальна;

 в) продолжаете  делать своё дело, даже когда  становится очевидно, что препятствия  непреодолимы.

 

10. По-вашему, профессию  надо выбирать, исходя из:

 а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

 б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

 в) преимуществ,  которые она обеспечит. 

 

11. Путешествуя, могли  бы вы легко ориентироваться  на маршруте, по которому уже  прошли:

 а) да;

 б) нет, боитесь  сбиться с пути;

 в) да, но только  там, где местность вам понравилась  и запомнилась.

 

12. Сразу же после  какой-то беседы сможете ли  вспомнить всё, что говорилось;

 а) да,без труда; 

 б) всего вспомнить  не можете;

 в) запоминаете  только то, что вас интересует.

 

13. Когда вы слышите  слово на незнакомом вам языке,  то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже  не зная его значения:

 а) да, без затруднений; 

 б) да, если это  слово легко запомнить; 

 в) повторите, но  не совсем правильно. 

 

14. В свободное время  вы предпочитаете; 

 а) оставаться наедине,  поразмыслить;

 б) находиться в компании;

 в) вам безразлично,  будете ли вы один или в  компании.

 

15. Вы занимаетесь каким-то  делом. Решаете прекратить это  занятие, когда: 

 а) дело закончено  и кажется вам отлично выполненным; 

 б) вы более-менее  довольны;

 в) вам ещё не всё удалось сделать.

 

16. Когда вы один (одна):

 а) любите мечтать  о каких-то, даже, может быть, абстрактных  вещах;

 б) любой ценой  пытаетесь найти себе конкретное  занятие;

 в) иногда любите  помечтать, но о вещах, которые  связаны с вашей работой.

 

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

 а) независимо от  того, где и с кем вы находитесь;

 б) вы можете  делать это только наедине;

 в) только там,  где будет не слишком шумно.

 

18. Когда вы отстаиваете  какую-то идею:

 а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

 б) останетесь при  своём мнении, какие бы аргументы  ни выслушали;

 в) измените свое  мнение, если сопротивление окажется  слишком сильным.

 

 

 Обработка теста: 

1. К выбранным вами  ответам по тесту присвойте

 за ответ  "а"    - 3 балла;

 за ответ  "б"    - I балл;

 за ответ  "в"    - 2 балла. 

2. Сложите полученные  вами баллы. Общая сумма набранных  очков покажет уровнь вашего  творческого  потенциала: 

 

49 и более очков.  В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый  выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете  применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества .

 

 От 24 до 48 очков. У  вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми  качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят  процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить  себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

 

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто  недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысам, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

 

 

Критерии креативности: 

- любознательность (вопрос 1, 6, 7, 8);

- уверенность в себе (вопрос 2, 3, 4, 5)

- амбициозность ( вопрос 10)

- способность абстрагироваться (16, 17)

- стремление быть  независимым (14)

 

Критерии развития интеллекта:

- зрительная память (вопрос 11)

- слуховая память (вопрос 12, 13)

- степень сосредоточенности  (18)

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании