Развитие творческой деятельности в младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:34, дипломная работа
Краткое описание
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Содержание
Введение 3 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
7 1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста 7 1.2 Познавательное и умственное развитие младших школьников 10 2 Средства развития творческой деятельности в младшем школьном возрасте 17 2.1 Понятие творческой деятельности младших школьников 17 2.2 Условия развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 18 2.3 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников 22 2.4 Рефлексия творческой деятельности 27 2.5 Организация личностно - деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий 30 Заключение 33 Библиография
Развитие творческой
деятельности в младших школьников
Содержание
Введение
3
1 Психолого-педагогическая
характеристика младшего школьного
возраста
7
1.1 Общая характеристика
младшего школьного возраста
7
1.2 Познавательное и умственное
развитие младших школьников
10
2 Средства развития творческой
деятельности в младшем школьном
возрасте
17
2.1 Понятие творческой
деятельности младших школьников
17
2.2 Условия развития творческих
способностей в младшем школьном
возрасте
18
2.3 Система творческих
заданий как средство развития
творческой деятельности младших
школьников
22
2.4 Рефлексия творческой
деятельности
27
2.5 Организация личностно
- деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога в процессе
выполнения творческих заданий
30
Заключение
33
Библиография
34
Приложения
36
Введение
В связи с проблемой внедрения новой
образовательной парадигмы в XXI веке возрастают
требования к развитию творческой личности,
которая должна обладать гибким продуктивным
мышлением, развитым активным воображением
для решения сложнейших задач, которые
выдвигает жизнь. В обществе происходят
бурные изменения. Человек вынужден реагировать
на них адекватно и, следовательно, должен
активизировать свой творческий потенциал.
В соответствии с этим необходимы выбор
и разработка адекватных средств формирования
творческого продуктивного мышления,
т.к. прежние не отвечают образовательной
парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность
по созданию новых и оригинальных продуктов,
имеющих общественное значение. Сущность
творчества – предугадывании результата,
правильно поставившего опыт, в создании
усилием мысли рабочей гипотезы, близкой
к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел:
маленьких и больших, простых и сложных.
И каждое дело – задача, то более, то менее
трудная. При решении задач происходит
акт творчества, находится новый путь
или создается нечто новое. Вот здесь-то
и требуются особые качества ума, такие
как наблюдательность, умение сопоставлять
и анализировать, находить связи и зависимости
— все то, что в совокупности и составляет
творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными
потенциальными способностями. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных
способностей лежит через приобщение
школьников к продуктивной творческой
деятельности с 1-го класса в процессе
школьного обучения. Однако, эффект учебной
деятельности снижается, прежде всего,
по причине несовершенства методов или
способов учения. И происходит это потому,
что необходимые способы разрабатываются
и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается
их мобильность, перенос в различные ситуации
учебных действий, наиболее сложные задания
не обеспечиваются отработкой более сложных
способов, что часто приводит к безуспешной
деятельности. В силу этого ученики не
испытывают удовлетворения деятельностью,
на пути к которой появляются препятствия,
преодолеваемые далеко не каждым учеником.
Вслед за этим интерес снижается, пропадает
желание учиться.
Традиционное обучение содержит, в основном,
элементы объяснительно-иллюстративного
типа, когда учитель сам ставит проблемы
и сам указывает пути их решения. При таком
типе обучения определяющим становится
критериальный компонент, т.е. сумма знаний
на конец обучения, в то время как учебное
исследование, процессуальная ориентация
остается за рамками дидактических поисков.
Указанный подход организует процессы
образования на основе преобладания репродуктивной
деятельности, детально описанными результатами.
В связи с вышеизложенным необходимо
постепенно изменять методы преподавания
с целью интенсификации процесса обучения,
повышения мотивации к учению.
В настоящее время при решении всевозможного
рода задач творческий подход их решения
все более вытесняет стандартные методы.
Ведь безусловно нужные, но все же «постные»
методы стандартных подходов, ограниченные
рамками определенных правил, не дают
возможность учащимся в полной мере выходить
на широкие просторы познавательной деятельности.
На протяжении многих лет проблема развития
творческих способностей учащихся привлекает
к себе пристальное внимание представителей
самых различных областей научного знания
– философии, педагогики, психологии,
лингвистики и других. Это связано с постоянно
возрастающими потребностями современного
общества в активных личностях, способных
ставить новые проблемы, находить качественные
решения в условиях неопределенности,
множественности выбора, постоянного
совершенствования накопленных обществом
знаний, так как «в наши дни талант и творческая
одаренность становятся залогом экономического
процветания и средством национального
престижа»1.
В современной психолого-педагогической
литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер,
М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин,
Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.)
акцентируется внимание на определении
средств повышения продуктивности познавательной
деятельности учащихся, организации их
совместной творческой деятельности,
рассматриваются вопросы организации
творческой деятельности учащихся с помощью
создания проблемных ситуаций, развития
методологической культуры школьников
в процессе выполнения творческих заданий.
На сегодняшний день одним из основополагающих
принципов обновления содержания образования
становится личностная ориентация, предполагающая
развитие креативных способностей учеников,
индивидуализацию их образования с учетом
интересов и склонностей к творческой
деятельности2. Стратегия современного
образования заключается в том, чтобы
дать «возможность всем без исключения
учащимся проявить свои таланты и весь
свой творческий потенциал, подразумевающий
возможность реализации своих личных
планов»3. Эти позиции соответствуют гуманистическим
тенденциям развития отечественной школы,
для которой характерна ориентация педагогов
на личностные возможности учащихся, их
непрерывное «наращивание». При этом на
первый план выдвигаются цели развития
личности, а предметные знания и умения
рассматриваются как средства их достижения.
Тем не менее, возможности творческого
развития учащихся, заложенные в содержании
современных программ, не используются
в полной мере педагогами начальной школы.
Результаты проведенного тестирования
учащихся начальных классов показывают
низкий уровень развития таких способностей,
как творческое мышление, творческое воображение,
применение методов творчества. Так, 60%
учащихся либо отказались выполнять творческое
задание, либо выполнили его на низком
уровне; 80% учащихся, выполнивших творческое
задание, не смогли объяснить, почему именно
так его выполнили.
Полученные данные свидетельствуют о
недостаточном внимании к проблеме развития
творческой деятельности младших школьников
в организации учебного процесса начальной
школы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана
потребностью психологов, педагогов, родителей
в совершенствующихся методах психолого-педагогического
воздействия на формирующуюся личность
ребенка с целью развития интеллектуальных,
коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой
работы является педагогический процесс,
а именно процесс формирования творческой
деятельности и развития творческих способностей
у детей.
Определение проблемы и актуальности
темы позволяет сформулировать достаточно
конкретно цель исследования: изучение
проблемы развития творческой деятельности
детей, а именно тех ее аспектов, значение
которых необходимо для практической
деятельности в этом направлении учителя
начальной школы.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие
задачи:
изучить и проанализировать разработанную
проблему в психолого-педагогической
литературе;
выявить основные компоненты творческих
способностей на основе анализа изученной
литературы;
выявить эффективные средства развития
творческих способностей младших школьников.
1 Психолого-педагогическая
характеристика младшего школьного
возраста
1.1 Общая характеристика
младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек,
но уже очень сложный, со своим внутренним
миром, со своими индивидуально-психологическими
особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной
детства. Ребенок сохраняет много детских
качеств — легкомыслие, наивность, взгляд
на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает
утрачивать детскую непосредственность
в поведении, у него появляется другая
логика мышления4.
Начальная школа — наиболее ответственный
период в жизни человека. Именно в младшем
школьном возрасте начинается целенаправленное
обучение и воспитание, основным видом
деятельности ребенка становится учебная
деятельность, которая играет решающую
роль в формировании и развитии всех его
психических свойств и качеств (см. прил.
1).
Учение для младшего школьника — значимая
деятельность. В школе он приобретает
не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняются интересы,
ценности ребенка, весь уклад его жизни.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии,
не иллюзорная и фантастическая, а самая
настоящая, реальная, всегда нас окружающая
– вот что возбуждает его деятельность.
В этом периоде ребенок мало-помалу покидает
иллюзорный мир, в котором он жил раньше.
Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он
уже не мистик и мечтатель. Он – реалист.
Интерес привлекает уже и то, что не обязательно
должно быть дано в личном, настоящем или
прошедшем опыте. Другие страны, другие
народы и их деятельность привлекают внимание
школьника в достаточно сильной степени.
Происходит колоссальное расширение умственного
кругозора.
Непосредственность детских реакций
и ненасытная впечатлительность в этом
возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной
обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют
себя достаточно непринужденно, они почти
непроизвольно удовлетворяют свое любопытство:
подбегают поближе к тому, что их интересует;
стремятся все, что возможно, испытать
сами. Им нравится применять новые для
них наименования, замечать вслух, что
кажется красивым и что неприятным.
Во время прогулок и экскурсий у младших
школьников ярко выражены стремление
и способность схватывать необычное, новое
и запечатлевать. Иногда они начинают
высказывать друг другу вслух фантастические
суждения. Но они и сами не придают значения
своим замечаниям. Их внимание скачет:
они не могут не всматриваться, не вслушиваться,
а их восклицания и предположения, по-видимому,
помогают им в этом.
Ученики начальных классов нередко обнаруживают
склонность поговорить: рассказать обо
всем, что читали, что видели и слышали
в школе, на прогулке, по телевизору. При
этом у них обычно получается длинное
повествование со многими упоминаниями,
малопонятными для постороннего. Самим
им такой рассказ явно доставляет удовольствие,
для них несомненна значительность всего,
что происходило с ними5. Потребность поделиться,
снова оживить в сознанием то, что было
с ними недавно, может свидетельствовать
о силе впечатлений — дети как бы стремятся
с ними освоиться. Все это — неповторимые
внутренние условия приобщения к учению.
В младшем школьном возрасте острота восприятия,
наличие необходимых предпосылок словесного
мышления, направленность умственной
активности на то, чтобы повторить, внутренне
принять, создают благоприятнейшие условия
для обогащения и развития психики.6
Впечатления от стихов и рассказов, исполненных
в выразительной художественной форме,
от театрального спектакля, от песни, от
музыкальной пьесы и кинофильма могут
быть глубокими и стойкими у детей 8—10-летнего
возраста. Чувства жалости, сочувствия,
негодования, волнение за благополучие
любимого героя могут достигать большой
интенсивности. Однако в восприятии отдельных
эмоций людей маленькие школьники допускают
серьезные ошибки и искажения. Кроме того,
маленький школьник может не понять некоторых
переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны
и недоступны для сопереживания7.
Появление широких реалистических интересов
заставляет ребенка обращать внимание
и на переживания окружающих людей, понимать
их «объективно», не расценивая их с точки
зрения только того значения, которое
они имеют для него в данный момент. Он
начинает понимать чужое страдание именно
как страдание, как неприятное переживание
данного человека, например своего товарища
или матери, а не только как источник каких-либо
неудобств для себя. Если предыдущую эпоху
обычно характеризуют как эгоистическую,
то новый этап жизни можно рассматривать
как начало альтруистических проявлений8.
Младший школьный возраст является классическим
временем оформления моральных идей и
правил. Ребенок типически «послушен»
в эти годы, он с интересом и увлечением
принимает в душе разные правила и законы.
Он не способен формировать свои собственные
моральные идеи и стремится именно к тому,
чтобы понять, что «нужно» делать9.
Следует отметить, что для младших школьников
характерно повышенное внимание к нравственной
стороне поступков окружающих, желание
дать поступку нравственную оценку. Заимствуя
критерии нравственной оценки у взрослых,
младшие школьники начинают активно требовать
от других детей соответствующего поведения.
1.2 Познавательное и умственное
развитие младших школьников
Развитие ребенка происходит только
в деятельности. Только собственными силами
можно усвоить опыт и знания, накопленные
человечеством, развить свои интеллектуальные
и другие способности.
Основной деятельностью, которая обеспечивает
формирование психических свойств и качеств
ребенка школьного возраста, является
учебная, познавательная деятельность.
Причем наиболее интенсивно она осуществляет
функцию развития личности тогда, когда
только складывается, т. е. в младшем школьном
возрасте.
Психологические свойства, которые выступают
у ребенка в последние годы дошкольного
детства, до прихода в школу, за первые
четыре года школьного обучения получают
развитие, закрепляются, и к началу подросткового
возраста многие важные черты личности
уже сформированы.
Индивидуальность ребенка к этому возрасту
проявляется также и в познавательных
процессах, или познавательных способностях.
Это психические процессы, с помощью которых
человек познает мир, себя и других людей.
К таким способностям относятся: ощущение,
восприятие, внимание, память, мышление
и воображение. Познание невозможно также
без речи и внимания.