Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:34, дипломная работа
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Введение
3
1 Психолого-педагогическая  характеристика младшего школьного  возраста
 
7
1.1 Общая характеристика  младшего школьного возраста
7
1.2 Познавательное и умственное  развитие младших школьников
10
2 Средства развития творческой  деятельности в младшем школьном  возрасте
17
2.1 Понятие творческой  деятельности младших школьников
17
2.2 Условия развития творческих  способностей в младшем школьном  возрасте
18
2.3 Система творческих  заданий как средство развития  творческой деятельности младших  школьников
22
2.4 Рефлексия творческой  деятельности
27
2.5 Организация личностно - деятельностного взаимодействия  учащихся и педагога в процессе  выполнения творческих заданий
30
Заключение
33
Библиография
| Тематические серии | Содержание творческих заданий | Типы заданий | Возможности учебных предметов | 
| “Театральная” | Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки | Познание   | Художественный труд   | 
| “Бионика” | Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники | Создание   | Окружающий мир | 
| “Винни-Пух решает вслух” | Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некра-сова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй | Создание   | Обучение грамоте   | 
| “Технический мир” | Изучение и создание различных технических объектов | Познание   | Обучение грамоте   ОБЖ | 
| “Природный мир” | Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений | Познание   | Обучение грамоте   | 
| “Организм человека” | Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями | Познание   | Окружающий мир ОБЖ | 
| “Головоломки” | Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов | Создание   | Математика   | 
| “Признаки” | Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположе-ния в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений | Познание   | Математика   | 
| “Космос” | Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправно-стей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости | Создание   | Обучение грамоте   | 
| “Страна несделанных дел” | Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний | Преобразование  | Окружающий мир  | 
| “Бесприродный технический мир” | Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными | Преобразование  | Художественный труд | 
| “Фантастические сюжеты” | Решение проблем героев фантастических произве-дений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов | Познание   | Обучение грамоте   | 
| “Да-Нетки” | Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов | Познание | Математика   | 
| “Безопасность” | Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) | Создание   | Окружающий мир  | 
| “Проблемы третьего тысячелетия” | Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжига-ющего завода, переработка отходов, долгожительство) | Создание   | Окружающий мир ОБЖ | 
| “Гениальные” задачи” | Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом | Создание   | Дополнительная учебная программа | 
| “Достойный ответ” | Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения | Познание   | Обучение грамоте   | 
| “Что такое хорошо?” | Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) | Познание | Математика   | 
| Уровень системы творческих заданий | Методы выполнения творческих заданий | Функции метода | 
| III уровень | Перебор вариантов | Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения спо-собствует развитию умений организации поисковой деятель-ности, накоплению опыта организации собственной творчес-кой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся | 
| Метод фокальных объектов | Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необыч-ных свойств, используя элементы фантазирования, преодоле-вать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов | |
| Морфологи-ческий анализ | Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные | |
| Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности | ||
| Дихотомия | Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по вы-явленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентиро-ваться в пространстве, анализировать ситуации | |
| Синектика | Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий | |
| II уровень | Типовые приемы фантазиро-вания | Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функ-ционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся | 
| Моделиро-вание | Развивает умения школьников рассматривать объект “изнут-ри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поиско-вой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления | |
| Группа методов “Преодоле-ние психо-логической инерции” | Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Разви-вает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик | |
| Системный оператор | Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволя-ет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуж-дает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции | |
| Ресурсный подход | Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности | |
| I уровень | Закономер-ности развития систем | Развивает умение учащихся целенаправленно совершенство-вать системы по направлению к идеальному конечному резу-льтату. Позволяет управлять творческими процессами. Разви-вает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования | 
| Адаптиро-ванный алгоритм решения изобретате-льских задач | Развивает умение выделять противоречивые свойства. Разви-вает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне | |
| Приемы разрешения противоречия | Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в проти-воречиях. Развивают умения разделять противоречивые свой-ства в пространстве и во времени | |
| Типовые приемы устранения противоре-чий | Повышают эффективность поисковой деятельности. Развива-ют умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия | 
| Этапы выполнения задания | Формы организации | Возможности форм организации при выполнении творческих заданий | 
| 1 | 2 | 3 | 
| 1. Постановка задачи | Индивидуальная | Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. | 
| Групповая | Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласо-вывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать пред-лагаемые участниками группы направления поиска. | |
| Коллективная | Позволяет обмениваться опытом определения направ-ления поиска. Расширяет возможности учащихся ана-лизировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. | |
| 2. Сбор необходимой информации | Индивидуальная | Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) | 
| Групповая | Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. | |
| Коллективная | Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. | |
| 3. Решение | Индивидуальная | Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. | 
| Групповая | Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планиро-вать решение задачи в соответствии с выбранным ме-тодом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. | |
| Коллективная | Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. | |
| 4. Анализ творческого продукта | Индивидуальная | Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. | 
| Групповая | Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопостав-лять собственные результаты с результатами работы других групп. | |
| Коллективная | Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объек-тивный уровень полученного результата (на фоне класса). | 
Информация о работе Развитие творческой деятельности в младших школьников