Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:34, дипломная работа
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Введение
3
1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
7
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
7
1.2 Познавательное и умственное развитие младших школьников
10
2 Средства развития творческой деятельности в младшем школьном возрасте
17
2.1 Понятие творческой деятельности младших школьников
17
2.2 Условия развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
18
2.3 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников
22
2.4 Рефлексия творческой деятельности
27
2.5 Организация личностно - деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
30
Заключение
33
Библиография
Критерии |
Показатели критерия |
Методы определения показателей |
Творческое мышление |
Беглость |
Тестирование по методике Е. Торренса |
Тестирование по методике С.И. Гин | ||
Творческое воображение |
Продуктивность |
Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера |
Управляемость |
Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества |
Использование эвристических и алгоритмических методов творчества |
Анализ творческой деятельности учащихся |
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста |
Ведущая деятельность |
Новообразования младшего школьного возраста |
в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье); ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам; взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия. |
Ведущая деятельность — учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлек-сии, оценки то-го, «чем я был» и «чем я стал». |
Новообразования: 1. формирование теоретического мышления; 2. рефлексия как осознание своих собственных изменений; 3. способность к планированию. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: про-исходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоми-нания. В области восприятия происходит переход от непроиз-вольного восприятия дошколь-ника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Проис-ходит также развитие волевых процессов. |
Информация о работе Развитие творческой деятельности в младших школьников