Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы найти пути развития творческой деятельности учеников на уроке «Технологии».
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач :
-дать определение понятию «творческая деятельность» учащихся на уроке технологии
-рассмотреть творческое развитее школьников как педагогическую проблему
-изучить методы диагностики уровня творческого развития школьников
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы разви-
тия творческой деятельности учащихся ………………………..….....................5
1.1. Определение понятия «творческая деятельность учащихся»……………. 5
1.2. Творческая деятельность школьников как педагогическая проблема…………………………………………………………………….......................9
Глава 2. Методика и принципы развития творческой деятельности
учащихся на уроке «Технология»………………………………………………13
2.1. Диагностика уровня творческого развития…………………………...…...13
2.2. Психолого - педагогические методы и принципы развития творческой деятельности учащихся на уроке «Технология»………………………………15
Заключение…………………………………………………………….................22
Список используемых источников……………………………………...……...24
Таким образом, развитие творческой деятельности становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
1.2. Творческое
развитие школьников как
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов).
Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческой деятельности, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо [1, с. 34].
В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться творческой деятельности, творческому мышлению; однако опыт работы экспериментальных школ, лицеев дает; возможность утвердительно отвечать на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.
Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность».
Творческая деятельность – одна из самых интересных и наиболее сложных психических явлений. Она исследуется представителями разных областей психологии и педагогики. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в исследовании выполненный Л.Е. Князевой, позволил определить понятие творческая деятельность как специфический способ выражения содержания творчества, включающая внешнюю обусловленность и внутреннюю напряженность творческого действия, и направленная на создание принципиально нового продукта. Автор подчеркивает отличительные черты творческой деятельности: продуктивность, новизну и оригинальность [19].
Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Таким образом творческая деятельность невозможна без познавательной активности учеников, которою учитель должен умело пробудить заинтересовав их тем или иным проектом, работой , проблемой .
Различают познавательную активность двух типов: направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) и создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) [22, c .78].
Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов. Как отмечает B.C. Юркевич, идея преодоления стереотипов относится не только к определениям, но и практически ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности. Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблем). Сегодня понятие «креативность» содержательно не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.
Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация. В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества этой проблеме уделялось повышенное внимание.
По П.К. Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. Первый акт дает замысел, второй - план, третий - поступок (действие).
Для нас представляется важным, что П.К. Энгельмейер выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности.
В научной литературе в зависимости от объекта выделяются основные типы творчества: материально-техническое, духовно-теоретическое, социально-организационное, педагогическое, художественное и др. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее но-вое, более высокое качество. По справедливому замечанию Н.Н. Глубоковой, творчество - это качественная характеристика любой деятельности [17].
Учитывая некоторые расхождения и даже противоречия в трактовке феномена творчества различными авторами, надо иметь в виду, что данная схема носит до некоторой степени условный характер. Творчество здесь понимается как некая структурная целостность, элементы (блоки) которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Структурными компонентами творчества являются: процесс, продукт, личность, среда. Творчество представлено в схеме в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью). Результатом творчества является продукт (материальный или идеальный), которым может быть и сама личность.
Наиболее сложной и наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе является процессуальная сторона творчества. Творческий процесс в современных исследованиях трактуется как высший мыслительный процесс.
Для творчества недостаточно мышления только логического. Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые оригинальные идеи, альтернативные результаты логического хода рассуждений. Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж. Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно «правильных» ответов. В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственно правильный ответ.
Творческая деятельность остаётся одной из проблем педагогики так и не нашедшей единого мнения в её решении , кто-то считает что обучить творческой деятельности нельзя , другие что ключ к решению лежит в форме проведения урока , в методах подачи задания . И пока не будет единого мнения в решении данной проблемы , мы считаем её актуальной .
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Диагностика уровня творческого развития
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.
Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
На первоначальном этапе работы Бодалев А.А. и Козловский О.В предлагают провести с детьми следующие диагностики:
1) Козловского О.В. «Воображение» [18, c. 678], целью которой стало определение уровня воображения учащихся [см. Приложение 1];
2) Козловского О.В. «Придумай игру» [18, c. 681], цель данной методики – определение уровня развития фантазии ребенка [см. Приложение 2];
3) Бодалев А.А. «Творческий потенциал» [5, c. 611] на определения развития уровня творческого потенциала [см. Приложение 3].
Все эти диагностики помогут нам в дальнейшем определить уровень творческого развития учащихся .
В качестве примера данных получаемых берм диагностику Козловского О.В. «Придумай игру» [см. Приложение 2], где ученик получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру для урока технологии и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы педагога. В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
Придуманная учеником
игра по определенным
10 баллов – очень высокий уровень;
40-50 баллов – высокий уровень;
20-40 баллов – средний уровень;
10-20 баллов – низкий уровень;
0-10 балла – очень низкий уровень.
На Диаграмме [см. Рисунок 1] наглядно виден уровень развития учащегося, что позволит сделать преподавателю выводы для дальнейшей работы с тем или иным учеником. Это способствует развитию индивидуального подхода к каждому ученику и поможет в дальнейшем более эффективно развивать творческую деятельность школьников .
Рис 1. Диаграмма 1: уровни творческого развития школьника.
Так же диагностику необходимо провести после курса методик направленных на развитие творческой деятельности , сравнив результаты мы сможем сделать выводы об актуальности тех или иных методов . Со временем такой подход поможет нам выработать собственную методику проведения занятий , которая будет наибольшим образом отвечать нашим требованиям , подходить тому или иному коллективу или той или иной возрастной группе .
2.2. Психолого - педагогические методы и принципы развития творческой деятельности учащихся на уроке «Технология»
Квинтилиан (30-96 гг. до н.э.) подчеркивал в своих работах: «В воспитании должны быть целеустремлены на обучение самостоятельного мышления и изобретательности, ведь и ум человека развивается самостоятельно в действии» [9, с.78].
Мы согласны со словами Квинтилиана , ведь на уроках технологии у детей есть большие возможности развивать творческую деятельность. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее , а это не что иное как самостоятельное мышление и изобретательность.
Для развития у школьников творческой деятельности необходимы гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию образования, в ее содержательные компоненты. Из сказанного вытекает, что обучение творческой деятельности должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества [34, с. 171].
Мы выбираем различные пути для развития творческой деятельности на уроках технологии: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это наше творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческой деятельности на уроках технологии необходимо выбирать индивидуально для каждого класса, варьируя способы развития творческих деятельности, комбинируя их.
Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии мы предлагаем создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческой деятельности на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
Информация о работе Развитие творческой деятельности учащихся на уроках технологии