Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы найти пути развития творческой деятельности учеников на уроке «Технологии».
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач :
-дать определение понятию «творческая деятельность» учащихся на уроке технологии
-рассмотреть творческое развитее школьников как педагогическую проблему
-изучить методы диагностики уровня творческого развития школьников
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы разви-
тия творческой деятельности учащихся ………………………..….....................5
1.1. Определение понятия «творческая деятельность учащихся»……………. 5
1.2. Творческая деятельность школьников как педагогическая проблема…………………………………………………………………….......................9
Глава 2. Методика и принципы развития творческой деятельности
учащихся на уроке «Технология»………………………………………………13
2.1. Диагностика уровня творческого развития…………………………...…...13
2.2. Психолого - педагогические методы и принципы развития творческой деятельности учащихся на уроке «Технология»………………………………15
Заключение…………………………………………………………….................22
Список используемых источников……………………………………...……...24
Изучив литературу по теме мы определили психолого - педагогические условия развития творческой деятельности:
1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на занятиях, при помощи которых учащиеся, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими;
2. Содержание занятий
должно стимулировать
3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку, учитель должен выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческой деятельности [4, с. 47].
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.
Мы рекомендуем использовать творческие методы:
Ахметова Л.В. в своей работе предлагает метод учебного познания:
1. Метод сравнения- сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи;
2. Метод эвристических вопросов-задаются вопросы: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ;
3. Метод образного видения - результат работы выражается в словесной или графической форме ( эскиз проекта или его словесное описание) [2].
Хуторской А.В. предлагает креативные методы обучения основанные на:
1. Метод придумывания - Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз изделия, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта;
2. Метод вживания - средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя художником , токарем , слесарем того времени, изучить тенденции , стили [32, с. 12].
Так же А.В. Хуторской предлагает методы организационной деятельности:
1. Метод ученического планирования - этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту;
2. Метод самоорганизации деятельности-работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа);
3. Метод взаимообучения - учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов [32, с. 23].
Борисова А.А. в работе «Технология проектного обучения» предлагает метод проектов [6]:
Ведущее значение мы предаем методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую деятельность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников обще учебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Так же в своей работы предлагаем опираться на основные принципы современных образовательных задач с учетом запросов будущего сформулированные Михайленко О.И.:
1. Принцип деятельности
включает ребенка в учебно-
2. Принцип целостного
представления о мире в
3. Принцип непрерывности
означает преемственность
4. Принцип минимакса заключается в следующем: я предлагаю ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню;
5. Принцип психологической
комфортности предполагает
6. Принцип вариативности
предполагает развитие у детей
вариативного мышления, т. е. понимания
возможности различных
7. Принцип творчества (креативности)
предполагает максимальную
Особым вниманием хотелось бы отметить систематизацию идей ведь систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества деятельности. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы [15, с. 129].
Все предлагаемые нами методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка творческой деятельности. Такая работа благоприятно отразиться на развитии творческой деятельности . Для проверки уровня развития творческой деятельности мы предлагаем провести повторною диагностику развития творческой деятельности .
Путей развития творческой деятельности на уроках технология множество , но необходимо уметь использовать их правильно , ведь не все они будут уместны в той или иной ситуации . В выборе методов необходимо отталкиваться прежде всего от коллектива учеников , не рекомендуем использовать новые методики в незнакомом классе , необходимо познакомиться с детьми , узнать их интересы , слабые и сильные стороны для этого отлично подходит проверенный урочный метод . После того как педагог познакомиться с учениками можно приступит к выбору методики которая подойдет именно им.
Естественно мы не смогли рассмотреть в своей работе все существующие методы, они не ограничиваются приведенными выше. Это дает простор для фантазии, комбинирования, совмещения методик для достижения наивысшего результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тему «Развитие творческой деятельности на уроках технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях.
Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практики. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческой деятельности.
На уроке технологии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку, что-бы дети не стеснялись высказывать своё мнение по тому или иному вопросу . Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.
Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творческой деятельности. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом, кто становиться спортсменом, музыкантом, писателем. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И задачей педагога на уроке технология является максимальное развитее творческой деятельности каждого ученика, для этого он должен проявить весь свой профессионализм, упорство и смекалку. Ведь каждый школьник заслуживает индивидуального подхода, нельзя работать по «накатанной» и добиться хороших результатов от каждого учащегося.
Каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов. И если педагог будет проявлять заинтересованность , смекалку , профессионализм в вопросе развития творческих способностей на уроке технология , то каждый ученик сможет ощутить себя творцом , каждый достигнет определенных высот , у каждого будет повод гордиться своей работой .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. – М.: Советское радио, 1979. – 116 с.
2. Ахметова Л.В Когнитивные методы обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №7. – С. 48-51
3. Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5. Бодалёв А.А. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» / Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2003. – 650 с.
6. Борисова А.А. Технология
проектного обучения // Методическое обеднение
учителей гуманитариев. – 2013. URL: http://nsportal.ru/
7. Бычков А.В. Технология игры в трудовом обучении и профессиональной подготовке. – М.: АИП, 1994 – 39 с.
8. Бычков А.В. Развитие
технологического творчества
9. Волкова С.И. Развитие
познавательных способностей
10. Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ломов Б.Ф. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
11. Данчук И.И. Формирование
творческой активности школьников посредством
включения их в проектную деятельность
на уроках технологии // Научно издательский центр
«Аспект». – 2012. URL: http://na-journal.ru/2-2013-
12. Дараган О.Л. Развитие мыслительной активности // Родная школа. 1997. №6. – С. 37-44.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 287 с.
Информация о работе Развитие творческой деятельности учащихся на уроках технологии