Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ развития эмоций детей дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием.
4. Проведение сравнительного анализа по результатам экспериментального исследования.
Введение …………………………………………………..…………..............3
Глава I Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..................7
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………...18
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР..…....22
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………..........44
Список литературы …………………………………………………………..46
Курсовая работа
"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР"
Выполнила Морозова Оксана Владимировна
Старший воспитатель г.Мурманск
Введение …………………………………………………..………….....
Глава I Особенности эмоционального развития
детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..........
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………
1.4. Особенности эмоционального
развития дошкольников с ЗПР..…
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение …………………………………………………………….......
Список литературы …………………………………………………………..46
Дошкольный возраст, по мнению отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Лебединского, Т. Н. Павлий, У. В. Ульенковой и других, является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, развития эмоциональной сферы. В дошкольные годы складываются личностные механизмы поведения, завязываются первые связи, отношения, узлы, образующие в совокупности качественно новое высшее единство субъекта - единство личности.
Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР рассматривается как приоритетная коррекционная задача. Многие трудности школьной адаптации у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности.
Поверхностность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы. [10,с.104]
Знание о таких индивидуальных особенностях
эмоциональной регуляции поведения ребенка
позволяет психологам, педагогам и родителям
по-другому расценивать его неуверенность
и капризы, помочь ему обрести силы, активность в затруднительных
ситуациях, проявить необходимые участие
и твердость.
В существующей системе подготовки детей с ЗПР к жизни определены условия воспитания и пути развития этой категории детей (Власова Т. А., Лубовский В. И., 1984; МачихинаВ. Ф., Цыпина Н. А., 1987; Лебединская К. С., 1982; Шевченко С. Г., 1986, 1994, 1996, 1997 и др.).
И все же практика показывает, что требуется отдельная, дополнительная разработка методов коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Поэтому проблема "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР" является актуальной.
Актуальность темы определяет и ее недостаточная разработанность в специальной психологии.
Изучению развития личности и эмоциональной сферы детей посвящены специальные исследования А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, В. К. Котырло, В. В. Лебединского, Т. Н. Павлий, У. В. Ульенковой и других.
Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется следующим образом:
*Наблюдается отсутствие разнообразия, яркости и живости эмоциональных проявлений, эмоции мало дифференцированы;
*Наличие проблем в общении с близкими родственниками у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствия любознательности. [10;с.104]
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
Методолого-теоретической основой исследования явились: исследования отечественных психологов и педагогов Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской, У.В. Ульенковой, Т. Н. Павлий и других.
Методы исследования включали:
База исследования:
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №28 комбинированного вида г. Мончегорска.
Исследование проводилось поэтапно.
Первый этап был связан с изучением психолого-педагогической, методической литературы по проблеме.
Второй этап посвящен изучению особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.
На третьем этапе проводилось экспериментальное исследование, которое включило в себя: констатирующий эксперимент.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Библиография включает 52 наименования.
Понятием «эмоция» определяют целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таких случаях говорят об эмоциональном состоянии человека. Эмоции человека имеют особую глубину, множество оттенков и сочетаний. Они хорошо знакомы каждому человеку на житейском уровне. Действительно, когда предметом обсуждения становятся отдельные подклассы системы эмоциональной регуляции (эмоции, чувства, аффекты) или же отдельные эмоциональные явления (любовь, ревность, сопереживание), каждый может обратиться к своему эмпирическому опыту и найти в нём примеры соответствующих эмоциональных переживаний.
Изучению развития эмоциональной сферы у детей посвящены специальные исследования А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, В. С. Мухиной, 3. В. Мануйленко, Я. 3. Неверович, В. К. Котырло, Е.И. Изотовой и др.
Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведён только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно – эмоциональной сфере личности ребёнка. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Влияние эмоций сказывается и на восприятии: для радостного человека всё вокруг приятно… Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Существуют определённые закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит её выполнение. [2] Именно эмоции во многом характеризуют личность, определяют её успешность в различных сферах жизни.
Выделяют стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции – это переживания, повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности.
Астенические эмоции – это переживания, снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию [49;с.7]
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. «Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форм непосредственного переживания» [47;с.109]. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Выделяются следующие общие линии развития эмоций и чувств:
К.Изард раскрыл понимание эмоций, включающее 3 аспекта:
1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоций;
2) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
3)поддающиеся наблюдению
выразительные комплексы
Обобщая его точку зрения, можно
сказать, что эмоции – это процесс,
включающий нейрофизиологически
Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И.Додонов выделяет три его компонента:
1.Первый компонент –
2.Второй компонент – знак
эмоции. В зависимости от оценки
индивидом происходящего
3.Третий компонент – степень
контроля. В некоторых случаях
личность в состоянии
Классификация эмоций, предложенная Б.И.Додоновым является наиболее полной и систематизированной. Он выделяет 10 видов эмоций:
В жизни человека эмоции выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И.Рогову и Т.П.Скрипкиной [46] выделить 6 функций:
Итак:
*эмоции выполняют множество функций, в частности охранную и регулирующую;
*эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;
*эмоции сопровождают общение
и все виды человеческой
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР