Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ развития эмоций детей дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием.
4. Проведение сравнительного анализа по результатам экспериментального исследования.
Введение …………………………………………………..…………..............3
Глава I Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..................7
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………...18
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР..…....22
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………..........44
Список литературы …………………………………………………………..46
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см (рис. 33-46). Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах:
для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:
Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. Делаются выводы, относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. б «Одевание», рис. б «Укладывание спать в одиночестве», рис. б «Еда в одиночестве». Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображённых на рис.б «Ребёнок и мать с младенцем», рис. а «Умывание», рис.а «Игнорирование» и рис. а «Собирание игрушек», с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок – ребёнок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция».) Значительно уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок – взрослый («Ребёнок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребёнок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. [23;с.124]
Наблюдения за детьми, проводимые по методике, предложенной Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко, показали следующие результаты:
Таблица тревожности детей (группа «А»)
№ |
Критерии определения тревожности |
Диана |
Поля |
Лёня |
Даня Б. |
Даня Я. |
Илья |
1. |
Не может долго работать, не уставая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Не может сосредоточиться на чём-то |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4. |
Во время выполнения заданий напряжён, скован |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Смущается чаще других |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
6. |
Часто говорит о напряжённых ситуациях |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
7. |
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
8. |
Жалуется на то, что ему снятся страшные сны |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
9. |
Руки у него, обычно, холодные, влажные |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
10. |
Нередко бывает расстройство стула |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
11. |
Сильно потеет, когда волнуется |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
12. |
Не обладает хорошим аппетитом |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13. |
Спит беспокойно, засыпает с трудом |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
14. |
Пуглив, многое вызывает страх |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
15. |
Обычно беспокоен, легко расстраивается |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
16. |
Часто не может сдержать слёзы |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
17. |
Плохо переносит ожидание |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
18. |
Не любит браться за новое дело |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
19. |
Не уверен в себе, своих силах |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
20. |
Боится сталкиваться с трудностями |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Таблица тревожности детей (группа «Б»)
№ |
Критерии определения тревожности |
Серёжа |
Варя |
Саша |
Даша |
Поля |
Макс |
1. |
Не может долго работать, не уставая |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
2. |
Не может сосредоточиться на чём-то |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
3. |
Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
4. |
Во время выполнения заданий напряжён, скован |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
5. |
Смущается чаще других |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
6. |
Часто говорит о напряжённых ситуациях |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
7. |
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
8. |
Жалуется на то, что ему снятся страшные сны |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Руки у него, обычно, холодные, влажные |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
10. |
Нередко бывает расстройство стула |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. |
Сильно потеет, когда волнуется |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
12. |
Не обладает хорошим аппетитом |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
13. |
Спит беспокойно, засыпает с трудом |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
14. |
Пуглив, многое вызывает страх |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
15. |
Обычно беспокоен, легко расстраивается |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
16. |
Часто не может сдержать слёзы |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
17. |
Плохо переносит ожидание |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
18. |
Не любит браться за новое дело |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
19. |
Не уверен в себе, своих силах |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
20. |
Боится сталкиваться с трудностями |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Результаты наблюдений показали, что дети группы «А» (с ЗПР) испытывают трудности в деятельности, которая связана с концентрацией внимания, усидчивостью, волевыми усилиями, у них не хватает силы воли долго заниматься каким-то делом, сосредотачиваться на одной деятельности, новое дело вызывает у них лёгкое отторжение. Они плаксивы, легко возбуждаемы, часто не могут сдержать слёз, бояться сталкиваться с трудностями.
Дети группы «Б» обладают разными уровнями тревожности. Две девочки уверенны в своих силах, возможностях, они эмоционально спокойны. Почти все дети смело выполняют задания, могут долго сосредотачиваться на одной деятельности. Встречаются дети, которые легко расстраиваются, не могут сдержать слёз в силу своего типа характера. Только один ребёнок показал высокий уровень тревожности. С ним начал работу педагог-психолог детского сада.
По методике «Выбери нужное лицо», разработанной Р.Тэммлом, М.Дорки и В.Аменом, обследовалось двое детей из выше обозначенных групп: Даниил Б.(группа А) и Серёжа (группа Б). Выбор обследуемыми детьми соответствующего лица и его словесные высказывания были зафиксированы в протоколах.
Протокол к методике «Выбери нужное лицо».
Имя: Даниил (группа А) Возраст: 5лет Дата 16.01.2010. | |||
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое лицо |
Грустное лицо | ||
1.Игры с малышами |
Люблю играть в мяч |
+ |
|
2.Ребёнок и мать с младенцем |
Иду гулять |
+ |
|
3.Объект агрессии |
Он ударит стулом |
+ | |
4.Одевание |
+ |
||
5.Игра со старшими детьми |
Они играют |
+ |
|
6.Укладывание спать в |
Он идёт спать |
+ |
|
7.Умывание |
Он моет руки |
+ |
|
8.Выговор |
Он ударил, его наказывают |
+ | |
9.Игнорирование |
Они играют |
+ |
|
10.Агрессивное |
Они играют |
+ |
|
11.Собирание игрушек |
Убирают игрушки и пойдут гулять |
+ |
|
12.Изоляция |
(не смог объяснить) |
+ |
|
13.Ребёнок с родителями |
Идут гулять |
+ |
|
14.Еда в одиночестве |
Он пьёт чай |
+ |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР