Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ развития эмоций детей дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием.
4. Проведение сравнительного анализа по результатам экспериментального исследования.

Содержание

Введение …………………………………………………..…………..............3
Глава I Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..................7
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………...18
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР..…....22
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………..........44
Список литературы …………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Эмоции ЗПР.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Имя: Серёжа (группа Б)    Возраст: 5лет   Дата 14.01.2010.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Весёлое лицо

Грустное лицо

1.Игры с малышами

Он с маленьким играет, ему весело

+

 

2.Ребёнок и мать с младенцем

Он хочет ребёнка потрогать в коляске, они гуляют

+

 

 3.Объект агрессии

Мальчик стулом замахнулся, хочет его ударить

 

+

4.Одевание

Идёт заниматься спортом

+

 

5.Игра со старшими детьми

Ему весело, он играет

+

 

6.Укладывание спать в одиночестве

Он не хочет спать один

 

+

7.Умывание

Умоется и будет улыбаться, будет красивым

+

+

8.Выговор

Его мама наказывает

 

+

9.Игнорирование

Он тоже хочет поиграть

 

+

10.Агрессивное

Он тоже хочет машинкой играть

 

+

11.Собирание игрушек

Он наводит порядок

+

 

12.Изоляция

С ним не хотят играть

 

+

13.Ребёнок с родителями

Они гуляют все вместе

+

 

14.Еда в одиночестве

Скучно ему одному

 

+


Количественный анализ Серёжи (группа Б) показал, что ребёнок обладает высоким индексом тревожности (57%). Это связано с тем, что он имеет богатый эмоциональный опыт общения с другими детьми и взрослыми. И в этом общении присутствует отрицательная окраска в подобных предложенным ребёнку ситуациях. Из бесед с родителями и воспитателями выяснилось, что Серёжа не очень хорошо переносит одиночество, любит общаться, адекватно реагирует на агрессию в отношении себя, игнорирование, изоляцию, выговор. В семье строгие родители, иногда предпочитающие авторитарный стиль общения. Иногда в общении агрессивно может себя вести по отношению  к другим. Хотя в рисунке №10 он воспринял действие ребёнка, имеющего лицо, как агрессию по отношению к ребёнку без лица. В зависимости от ситуации и настроения, ребёнок в повседневной жизни может с удовольствием собирать игрушки, особенно когда эта деятельность коллективная, или без удовольствия, когда это идёт, как указание взрослого. Ситуации, моделирующие повседневные действия показали средний уровень тревожности (опять же это связано с нежеланием ребёнка находиться в одиночестве). Высокий ИТ свидетельствует о том, что ребёнок в силу своего возраста не достаточно приспособлен к тем или иным социальным ситуациям.

Количественный анализ Даниила (группа А) показал, что ребёнок обладает низким уровнем тревожности (14%). И хотя в предыдущем наблюдении, он выявил плаксивость, неуверенность, беспокойство, в этом тесте почти на все ответы были выбраны с весёлым лицом. Иногда возникало ощущение, что ребёнок не совсем понимает, что изображено на картинке: на игнорирование, изоляцию, на еду и укладывание в одиночестве Даниил выбрал радостное лицо. Возможно, это связано с ситуацией в семье. Из бесед с родителями, воспитателями и педагогом – психологом детского сада выяснилось, что в семье имеет место гиперопека над сыном. Он единственный ребёнок в семье. Его оберегают от лишних потрясений, напряжённых ситуаций. И в то же время существует педагогическая запущенность – отсутствуют жёсткие требования к ребёнку, всегда выполняются любые его капризы. Вероятно, что мальчик не был в тех ситуациях, которые были предложены на картинках в тесте. А, возможно, что в силу развитого инфантилизма, эмоциональной незрелости, он просто не смог прочувствовать эти ситуации.

 

 

 

 

Выводы по главе:

 

На окончание эксперимента были получены следующие результаты.

1.Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной  деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, что приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы  и личностного развития. Состояние эмоциональной сферы у детей с ЗПР обусловлено типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. Для этих дошкольников характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, лёгкая внушаемость.

2. Тревожность детей дошкольного  возраста с ЗПР в первом тесте, где проходило наблюдение за шестью детьми, показало в целом 43 ответа, говорящем об их предрасположенности к беспокойству. А у шестерых обследованных дошкольников общеобразовательной группы – только 28 тревожных ответов (притом, что один ребёнок имеет очень высокий индекс тревожности).

3. Дети общеобразовательных групп легко понимают смысл основных эмоциональных состояний. А для дошкольников с ЗПР характерна эмоциональная незрелость, инфантильность слабой степени, и с этим связано то, что некоторые дети спокойно относятся к тревожным ситуациям, они безразличны к тому, что может вызвать у них страх. У них наблюдается отсутствие разнообразия, яркости и живости эмоциональных проявлений, эмоции мало дифференцированы. Наличие проблем в общении с близкими родственниками у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствия любознательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Эмоции играют важную роль в жизни каждого ребенка. Они помогают  воспринимать действительность и реагировать на нее.  Различные формы  переживания чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу, которая на протяжении всей жизни человека развивается и изменяется,

Дошкольное детство - особый в этом отношении период, когда любая деятельность имеет эмоциональную окраску. По мере того как  ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Oт  базовых эмоций, страха, радости он переходит к более сложной гамме чувств: удивляется и восторгается,  ревнует и грустит.

Важным показателем внутреннего мира  малыша, свидетельствуют  о его психическом благополучии, является способность ребёнка выражать свои чувства.  Своеобразие эмоциональных проявлений детей изучается в  ходе наблюдения и ними в организованной и свободной деятельности, ориентируясь на возрастные показатели развития. 

Ребенок развивается  поэтапно, проходя определенные стадии своего становления как личность. На каждом этапе  развития возникают новые свойства и явления, поэтому перед ребенком ставятся определенные задачи. Если ребенок  не справляется с ними, формируются отрицательные черты личности, которые затрудняют дальнейшую социальную адаптацию. При благоприятном  исходе ребенок приобретает новую идентичность.

Дети  с задержкой психического развития отличаются своеобразием проявлением эмоциональных проявлений, среди которых можно выделить эмоциональную лабильность, тревожность, слабость волевых усилий, несамостоятельность, личную незрелость в целом. Данные особенности  снижают  формирование умения сохранять цель в условиях затруднения успеха.

 Своевременная коррекционно-развивающая работа, изучение психолого – педагогической литературы по проблеме позволяет скорректировать отрицательные проявления в развитии эмоционально-волевой сферы. Исследование  особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием выявило не усидчивость, раздражительность, инфантилизм у детей дошкольного возраста с ЗПР. Доказало, что наличие проблем в общении с близкими родственниками у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствия любознательности. В эмоциях дошкольников с ЗПР наблюдается отсутствие разнообразия, яркости и живости эмоциональных проявлений, эмоции мало дифференцированы.

 

Таким образом, гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2000. – 824с.
  2. Балакирева Т. Эмоции и дети //Дошкольное воспитание. -2005.- № 1.-С.65-66.
  3. Борякова Н. Ю., Касицина М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М.: ТЦ «Сфера» В. Секачев ИОИ, 2008. – 79с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1978. – 324с.
  5. Выготский Л. С.  Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 424с.
  6. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 1993. – 295с.
  7. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96с.
  8. Жигорева М. В. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексным нарушением развития. // Специальная психология, 2005. - № 1(3). – С.35-41.
  9. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М.: Владос, 1998. – 156 с.
  10. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2007.- 164с.
  11. Зейгарвик Б.В. Психология личности: норма и патология. - М.-В., 1998. – 346 с.
  12.         Ибахаджиева Л. Эмоциональные образы страхов у дошкольников //Дошкольное воспитание.-2009.-№8.-С. 80.
  13. Изард К. Эмоции человека. – М.: 1980.
  14. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: Просвещение, 1982. – 235 с.
  15. Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Академия, 1997. – 128 с.
  16. Кащенко В. П.  Педагогическая коррекция. – М.: Наука, 1992. – 368 с.
  17. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М: Просвещение, 1979. – 344 с.
  18. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. - СПб.: Питер, 2004. – 526 с.
  19. Комплексное исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами развития. Методические рекомендации. / Под ред. Н. В. Новоторцевой. - Ярославль: ЯГПУ, 2002. – 156 с.
  20. Коррекционная педагогика. / Под ред. С. П. Пузанова. – М.: Академия, 1999. – 110 с.
  21. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследования. // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. – СПб., 1991. – 144 с.
  22. Котова И. Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
  23. Краснощёкова Н.В., Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.- Ростов –на-Дону: Феникс,2006.-298с.
  24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.- М.: ВЛАДОС,2003.- 303с.
  25. Лапшин В. А.,   Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990. – 112 с.
  26. Лебединская К. С.., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Эмоциональные  нарушения в детском возрасте. – 225 с.
  27. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
  28. Лебединский В. В. Задержанное психическое развитие // Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  29. Лисина М. И. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды. – Воронеж, 1997. – 389 с.
  30. Лубовский В. И. Психологические  проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Просвещение, 1989. – 344 с.
  31. Малафеев Н. П., Шевченко С. Г. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Первое сентября. 1997. № 29.
  32. Мамайчук  И. И. Психическое развитие аномального ребенка. – СПб.: Питер, 1995. – 210 с.
  33. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. – СПб.: Питер, 1997. – 195 с.
  34. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Питер, 2001. – 189 с.
  35. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. – 178 с.
  36. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 1992. – 225 с.
  37. Минаева В.М.  Развитие эмоций дошкольников. – М.: Аркти, 2003.-44С.
  38. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 356 с.
  39. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 3 кн.– М.: Владос, 1999. – Кн. 2. – 688 с.
  40. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2004. – 95 с.
  41. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1998. – 467 с.
  42. Павлий Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997. – 224 с.
  43. Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. дис. М., 1997. – 245 с.
  44.          Пасечник Л.  Тревожный ребёнок//Дошкольное воспитание.-2007.- №9- С. 89.
  45.         Петровский А. В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с.
  46. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. – Общая психология. Ремонтное, 1995
  47. Специальная психология. / Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Изд-во «Академия», 2004. – 420 с.
  48.        Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 285 с.
  49. Шевченко С. Г. Обучение детей с задержкой психического развития. // Дефектология, 2003. - № 1. – С.22-28.
  50. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС»,2005.-299с.
  51. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. – 345 с.
  52. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР