Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа
Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52
МБОУ «Нижне-Тимерлековская ООШ» Рыбно-Слободского района РТ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Учитель I – квалификационной категории
Ахмадуллина Гулуса Габделхаевна
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение
понятий «способности», «творческие
способности»,
«творческая деятельность», «творчество»
в отечественной психологии и
педагогике……………………………………………………
1.2.Особенности
формирования творческих
1.3.Педагогические
условия для формирования
Выводы
по I главе…………………………………………………………….
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы. Сегодня вопрос о развитии и формировании творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению, в многообразие новых видов деятельности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития и формирования - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько
продвинется
вперед человеческое общество в будущем,
будет определяться творческим потенциалом
подрастающего поколения.
и формирования
творческого потенциала
Объектом исследования данной работы является - процесс формирования творческих способностей младших школьников.
Предметом исследования - психолого-педагогические формы и методы формирования творческой активности школьников на уроках технологии .
Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов;
3. выявить эффективные формы и методы формирования творческих способностей учащихся на уроках тежнологии в начальных классах и проверить выявленные формы и методы формирования творческих способностей учащихся младших классов.
В данной дипломной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию творческих способностей детей.
Гипотеза исследования. Процесс развития творческих способностей будет более эффективным, если:
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучена психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования и развития творческих способностей учащихся, выявлены и проверены на практике формы и методы развития творческой активности у младших школьников. Предложенные методики можно использовать в начальных классах школы.
База исследования: Нижне Тимерликовская средняя общеобразовательная школа, Рыбно Слободского района РТ, 2 класс, 10 учащихся.
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «
Если мы
обратимся к толковым словарям,
то увидим, что очень часто
термины «способный», «одаренный»,
«талантливый» употребляются как
синонимы и отражают степень
выраженности способностей. Но еще
более важно подчеркнуть, что
понятием «талантливый»
нравственный, эстетический
компоненты [15]. Творческий потенциал и
творческая способность соотносятся как
потенциальное и актуальное. Общеизвестно,
что личность развивается в деятельности.
Творчеству нельзя научить показом или
рассказом. Творческие качества личности
могут быть развиты и сформированы
только в деятельности, носящей продуктивный,
творческий характер. При наличии деятельностной активности
творческий потенциал, раскрываясь и развиваясь,
преобразуется в творческую способность,
то есть в способность творчески подходить
к любой деятельности (в этом заключается
универсальный характер творческой способности).
Процесс развития творческого
потенциала, раскрытия творческих возможностей
учащихся требует значительного времени,
как и любой творческий процесс. Для его
эффективности необходимо на протяжении
всего обучения в школе создавать такие
условия, чтобы каждый учащийся имел возможность
овладеть личным опытом творческой деятельности,
основанном на полученных, добытых самостоятельно
и усвоенных знаниях.
Таким образом,
способности, с одной
стороны, одаренность и талант, а с другой,
выделяются как бы по
разным основаниям.
Говоря о способности,
подчеркивают возможность человека
что-то делать, а, говоря о
таланте (одаренности), подчеркивается
прирожденный характер данного
качества (способности) человека [42]
Вместе с тем, и способности
и одаренность проявляются
1.2. Особенности
формирования творческих
Младший школьный возраст (период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу). Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. [14]
Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии