Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

proektnaya_rabota_1.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

МБОУ «Нижне-Тимерлековская ООШ» Рыбно-Слободского района РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА 

 

ТЕМА:  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Учитель I – квалификационной категории

Ахмадуллина Гулуса Габделхаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение ………………………………………………………………………….3

 Глава  I. Теоретический анализ творческих способностей

   1.1. Определение  понятий «способности», «творческие  способности»,         «творческая деятельность», «творчество»  в отечественной психологии и  педагогике…………………………………………………………………………7

   1.2.Особенности  формирования творческих способностей  в младшем          школьном возрасте………………………………………………………………10

   1.3.Педагогические  условия для формирования творческих  способностей……………………………………………………………………..22

    Выводы  по I главе…………………………………………………………….33

 Глава  II. Организация работы учителя по формированию       творческих способностей младших школьников

    2.1.Организация  исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии   ………………………………………36

    2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47

    Информационная  карта…………………………………………………

    Выводы  по II главе……………………………………………………………48

    Заключение…………………………………………………………………….50

    Литература…………………………………………………………………….52

    Приложения…………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Актуальность проблемы. Сегодня вопрос о развитии и формировании творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению, в многообразие новых видов деятельности.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития и формирования - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько

 

продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.                      Целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить  к труду в любой сфере человеческой деятельности – важнейшая задача, стоящая перед современной школой. За последнее десятилетие эта мысль стала привычной, а фразы подобного типа отчасти превратились в шаблоны. Хотя справедливость подобных утверждений бесспорна. Изменились социально-экономические условия жизни, произошла смена парадигмы отечественного образования. Установка на творчество обусловлена быстрым темпом изменения параметров окружающего мира. А это, в свою очередь, вызывает у человека потребность в адаптации, приспособлении к этим постоянным изменениям (как потребность в самосбережении и самореализации одновременно). Стремление реализовать данную потребность приводит к формированию способности адекватного реагирования на смену условий, которое выражается в мыслях, делах и поступках, носящих поисковый, творческий характер. Действия по шаблону, основанные на переданных знаниях и опыте известных способов деятельности (умениях  и навыках) уже не могут удовлетворить требованию адаптации к происходящим изменениям. Напротив, жестко заданные и некритично усвоенные образцы действий препятствуют проявлению творчества.  Возникшее противоречие заставляет искать иные, новые подходы к обучению в образовательной школе, где закладываются основы личностного развития человека, и чтобы выпускники могли быть готовы к самореализации во внешней, по отношению к школьной, среде. Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития

 

 и формирования  творческого потенциала каждого  школьника.  Степень изученности проблемы. Теоретические положения по проблеме развития и формирования творческих способностей выводили в своих трудах П.П. Блонский,  Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков и др. Особенностям становления личности, их влиянию на процесс развития и формирования творческих способностей были посвящены работы  В.П. Дружинина, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Е.К. Лютовой, Р.С. Немова, Д.Т. Полуянова, В.М.Рафиковой и др. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали Л.А. Аристова, М.А. Данилов, Е.Н. Ильин, В.А. Левин, И.Я. Лернер,  Ю.П. Львов, А.А. Мелик-Пашаев, В.П. Ушачов, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин, Н.С. Щуркова и др.

Объектом  исследования данной работы является - процесс формирования творческих способностей младших школьников.

Предметом  исследования - психолого-педагогические формы и методы формирования творческой активности школьников на уроках технологии .

Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников.  В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1.   изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;   рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;

2.   проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов;

3.    выявить эффективные формы и методы формирования творческих способностей  учащихся на уроках тежнологии в начальных классах и проверить  выявленные формы и методы формирования  творческих способностей учащихся младших классов. 

В данной дипломной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования:

1.        Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

2.        Диагностика творческих способностей детей. 

3.       Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию творческих способностей детей.      

 Гипотеза исследования. Процесс развития творческих способностей будет более эффективным, если:

  • осуществлено исследование сущности и специфики творческих способностей младших школьников;
  • выявлены и применены в исследование эффективные методы и формы работы по формированию творческих способностей.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучена психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования и развития творческих способностей учащихся, выявлены и проверены на практике формы и методы развития творческой активности у младших школьников. Предложенные методики можно использовать в начальных классах школы.

База исследования:  Нижне Тимерликовская средняя общеобразовательная школа, Рыбно Слободского района РТ,  2 класс, 10 учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ творческих способностей

      1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности»,         «творческая деятельность», «творчество»  в отечественной психологии и  педагогике.

        Если мы  обратимся к  толковым  словарям,  то  увидим,  что  очень  часто  термины «способный»,  «одаренный»,  «талантливый»  употребляются  как   синонимы   и отражают степень  выраженности способностей. Но еще  более важно  подчеркнуть, что  понятием «талантливый» подчеркиваются  природные данные человека. Так,  в толковом словаре В. Даля  термин «способный» определяется  как  «годный  к  чему-либо или  склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный».  Наряду  со  «способным»  используются понятия «способливый»  и  «способляться».  Способливый  человек характеризуется  как  находчивый,  изворотливый,  умеющий   способиться, а способляться, в свою  очередь, понимается,  как  умение  сладить,  управиться, устроить дело. Когда мы пытаемся понять и  объяснить, почему разные люди, поставленные  в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы  обращаемся к понятию «способности». Немов Р.С., рассматривая проблему  способностей, определяет их в  более узком смысле, говоря, что  способности - это то, что не сводится  к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое  приобретение, закрепление и использование  на практике [32] Одна из теорий  способностей принадлежит Б. М. Теплову. Он в своей работе «Проблемы  индивидуальных различий»  рассматривает способности, прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении  которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Б. М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность.    Причем эти отдельные способности, по Б. М.Теплову, не просто расположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей. Исходя из этих положений, автор подчеркивает, что «мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности». Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая, как, то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.[47.] Б. М. Теплов пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развивать в себе «всеобщественно - необходимые свойства». По Б.М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. Он говорит по этому поводу: «Не в том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным. Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей» [47] Б. М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. В этой связи он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».[47] Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности.   Большое внимание Б. М. Теплов уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки. Поэтому, строго  говоря,  анатомо-физиологической   основой   способностей   человека являются  не  просто  задатки,  а  развитие  задатков,  то  есть,  не  просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы),  но  и  то,  что приобретено им в процессе жизни — системы условных рефлексов.                                                       Для однозначности понимания обратимся к терминологии и хотя бы в самых общих чертах раскроем сущность употребляемых в данном тексте понятий. Под творчеством в обобщенном виде понимается целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. Самореализация в психолого-педагогической литературе рассматривается как максимальное раскрытие творческой способности [41]. Творческая способность,  так же, как  и творческий потенциал – интегративная характеристика личности. В ее структуру входят мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, мировоззренческий,

  нравственный, эстетический компоненты [15]. Творческий потенциал и творческая способность соотносятся как потенциальное и актуальное. Общеизвестно, что личность развивается в деятельности. Творчеству нельзя научить показом или рассказом. Творческие качества личности могут  быть развиты и сформированы только в деятельности, носящей продуктивный, творческий характер. При наличии деятельностной активности творческий потенциал, раскрываясь и развиваясь, преобразуется в творческую способность, то есть в способность творчески подходить к любой деятельности (в этом заключается универсальный характер творческой способности).                                                                      

 Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей учащихся требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо на протяжении всего обучения в школе создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на полученных, добытых самостоятельно и усвоенных знаниях.                                                                             Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.                     Все это позволяет определить понятие  «творческая деятельность младших школьников»:  продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.[27]                                                               

         Таким образом, способности, с      одной  стороны, одаренность и талант, а с другой,   выделяются  как  бы  по   разным   основаниям.                              

   Говоря о способности, подчеркивают возможность  человека  что-то  делать,  а, говоря  о  таланте  (одаренности),  подчеркивается   прирожденный   характер данного  качества (способности) человека [42]  Вместе  с  тем,  и  способности  и одаренность проявляются лишь  в успешной творческой деятельности.

1.2. Особенности  формирования творческих способностей  в младшем          школьном возрасте

  Младший школьный  возраст  (период  впитывания,  накопления  знаний, период усвоения по преимуществу). Успешному выполнению этой важной  жизненной функции  благоприятствуют  характерные  особенности  детей  этого  возраста: доверчивое    подчинение     авторитету,     повышенная     восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того,  с  чем  они сталкиваются.  У  младших  школьников  каждая  из  отмеченных   особенностей выступает,  главным   образом,   своей   положительной   стороной,   и   это неповторимое своеобразие данного возраста. [14]

Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии