Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа
Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52
Некоторые
из особенностей младших
Чрезвычайно
трудно оценить действительное
значение проявляемых в детстве
признаков способностей и тем
более предусмотреть их дальнейшее
развитие и формирование. Нередко
обнаруживается, что яркие
проявления способностей ребенка,
достаточные для начальных успехов
в некоторых занятиях, не
открывают пути к
указывать на предпосылки подлинного таланта.[10] Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать, прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдерживать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.
С возрастом
происходит не только увеличение
возможностей, но и ограничение,
а то утрата некоторых ценных
особенностей детской психики.[
В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей .
или меньшей яркости
воображения, в избирательности
внимания. Неодинаковость
возрастной чувствительности
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо.
Такая доверчивая
исполнительность во многом
У
детей младшего школьного
предшествующих стадиях. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Мышление рождается из действия. В младенчестве и младшем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрёшек, ребёнок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, Учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребёнка-дошкольника и отчасти младшего школьника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. Дети научаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Так, ребёнок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д. Наглядно-действенное мышление младшего школьника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением её в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание
дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.
Любые задатки,
прежде чем превратиться в
способности, должны
пройти большой путь развития.
Интересно, что
ни у кого не возникает подобного
вопроса, когда учат ребенка
разговаривать. Никто не задумывается,
пора или не пора начинать
говорить с ним. С ним просто
говорят – со дня его рождения,
когда он еще и не воспринимает,
кажется ничего. Проходит пять,
десять месяцев, наступает момент
– произнесено первое слово! Условия
для того, чтобы это произошло,
были обеспечены заранее, они
опережали развитие речи, непрерывно
стимулировали ее, и
созревание соответствующих
стимулировали самую
разнообразную его творческую
деятельность и исподволь
Следующее, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.
Процесс познания мира
в это время идет очень
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. [24]
Вот почему
надо начинать развитие как
можно раньше, вот почему
первые годы жизни – самое
благодатное время, когда наши
заботы дадут богатые плоды, плоды,
которые останутся на всю жизнь. Следует
поддерживать сложившиеся интересы ребенка,
но и не допускать однобокости в его развитии,
использовать эти интересы как рычаг,
По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие природные и социальные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам, то есть в младшем подростковом возрасте.
Итак, процесс мышления и
процесс представления
Процесс обучения может
Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии