Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО. Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи: - изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику ритмического слуха, видов музыкальной деятельности; - изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;
ВВЕДЕНИЕ
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию. Исходя из выше сказанного, автор считает тему работы актуальной в современной системе образования и воспитания.
Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Он должен научить ребенка понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте.
Содержание музыкального воспитания, сформулированное в «Программе воспитания и обучения в детском саду», предусматривает:
- воспитание интереса
к музыке и эмоциональной
-формирование основ музыкальной культуры (музыкально-эстетические потребности, эмоционально-ценностное отношение к музыке и музыкальной деятельности, эстетические чувства и т.д.; культуру восприятия и исполнения (вокальную, пластическую, в процессе игры на детском музыкальном инструменте);
- развитие общих и специальных музыкальных.
Одной из важных музыкальных способностей является ритмический слух.
Развитие ритмического слуха
является неотъемлемой частью в развитии
музыкальности детей. Оно помогает
вызвать желание активно и
с радостью участвовать в различных
видах музыкальной
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО.
Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи:
- изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику
ритмического слуха, видов
- изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;
- определить методы и приемы, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства;
- разработать методические
рекомендации по организации
работы по развитию
Методы исследования:
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
-количественная и качественная обработка результатов исследований.
Для написания работы использовалось изучение литературы по проблеме музыкального воспитания дошкольников, опрос музыкальных работников детских дошкольных учреждений, наблюдения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыка влияет на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление
Занятия музыкой способствуют
общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь
между всеми сторонами
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии [7, с.12]
Известный фольклорист
Г.М.Науменко писал: «… у
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.
Проблемой музыкальных способностей детей занимались многие ученые в разные времена. Это психологи, педагоги, музыканты, физиологи (В.М.Бехтерев, Дж. Резнулли, Б.М.Теплов, К.В.Тарасов, Н.А.Ветлугина, Р.С. Немов, Ж.Пиаже и др.) на основании их исследований можно сделать общий вывод. Музыкальные способности изначально закладываются природой в виде наследственных задатков, которые могут развиться в музыкальные способности при благоприятном воздействии окружающей среды. Это значит, важное значение имеют возраст, с которого началось музыкальное развитие, и компетентность педагога, ведущего музыкальное развитие. Поэтому начинать развитие музыкальных способностей необходимо с раннего возраста .
Многие ученые, в частности Теплов Б.М., считают, что способности существуют только в постоянном развитии, т.е. признают их динамичность. Если имеющуюся музыкальную способность, как и любую другую, не развивать, она со временем утрачивается. Кроме того, развивая в ребенке дошкольного возраста музыкальность, необходимо укреплять в нем веру в свой успех, удачу, конечный результат занятий [3, с. 55-56].
Основными музыкальными способностями
считаются те, которые связаны
с восприятием и
- ладовое чувство;
- музыкально-слуховые
- музыкально-ритмическое чувство.
Ладовое чувство – это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.
Музыкально-слуховое представление – это способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти.
Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров [21, с. 97]. Развивая музыкальные способности (любую из специальных музыкальных способностей, будь то эмоциональное восприятие музыки, оперирование музыкальными слуховыми представлениями или чувство ритма), развиваем способности в целом. Эти идеи освещены в работе современных ученых-теоретиков в области музыкальной педагогики: О.А.Апраксиной, Л.Г. Аргажниковой, М.Д.Авазашвили, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, В.Ю.Григорьева, В.И.Петрушина и др.
Все три составляющих понятия
«музыкальность» теснейшим
В данной работе
мы уделим внимание именно
последней способности –
Ритмический слух, наряду с абсолютным, относительным, внутренним, интонационным, гармоническим, ладовым, тембровым, является разновидностью музыкального слуха.
Музыкальный слух (в широком смысле) – способность различать и
представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смысло-образующее значение в музыке [20, c.13].
Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить, если очень хотеть и настойчиво добиваться этого [19].
Музыкальный слух - это способность ребенка, позволяющая ему полноценно воспринимать музыку и оценивать те или иные её достоинства и недостатки. Это очень важное качество, необходимое для успешной творческой деятельности: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.
Музыкальный слух является объектом исследования в разных научных
отраслях. Так, музыкальный слух является одной из важных предметных
областей в музыкальной акустике и психоакустике, в музыкознании, в общей психологии (Б. Теплов, В. М. В. К.Тарасова), в музыкальной психологии
(Э. Курт, Е. Назайкинский, В.Meдушевский,), в музыкальной педагогике.
Е.В.Давыдова в книге «Методика преподавания сольфеджио»
пишет: «Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии
музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству
чрезвычайно высока [8, с.13].
Исследования педагогов и психологов свидетельствуют об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности.
Как было уже сказано выше, составной частью музыкального слуха является ритмический слух.
Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом: оно всегда слуходвигательный процесс» [16, с. 192-193].
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, также как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Активный, действенный характер
музыкального ритма позволяет передавать
в движениях (имеющих, как и сама
музыка, временной характер) мельчайшие
изменения настроений музыки и тем
самым постигать
Информация о работе Развиттие ритмического слуха дошкольников