Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО. Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи: - изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику ритмического слуха, видов музыкальной деятельности; - изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;
Таким образом, ритмический слух - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Развитие ритмического слуха может идти как бы одновременно с двух сторон. С внешней стороны - это умение подстраивать свое исполнение под метроритм, задаваемый педагогом или ударами метронома. С внутренней стороны - через чувствование в ритмическую канву музыкального произведения, постижение его живого пульса, которое трудно выразить словами и можно только прочувствовать [13, с. 146].
Выявлено, что ребенок обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.
Индивидуальная ритмическая
группа может улучшаться или ухудшаться,
это сложная психическая
Таким образом, ритмический слух является не только музыкальной, но и важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов. Без развитого ритмического слуха невозможно полноценное восприятие ребенком музыки. А следовательно снижается влияние музыки на эмоциональную, умственную, моральную сферы детей,
Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения.
В процессе
любой деятельности ребенок
Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.
«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» [17, с. 63].
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности [1, с. 114].
Теперь подробнее остановимся на ведущих видах музыкальной деятельности.
Одним из основных видов
музыкальной деятельности является
слушание-восприятие музыки. Основной
он потому, что присутствует и во
всех других видах музыкальной
Исполнительская деятельность
- это воспроизведение усвоенной
системы действий в
Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма [7, с. 77].
Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.
Однако лучше всего задача развития ритмического слуха достигается в процессе музыкально-ритмической деятельности.
К наиболее распространенным
видам музыкально-ритмической
Играя, ребенок упражняется в движении. Осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.
В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение.
Важным видом музыкально-
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных двигательных заданий. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений [11, с. 132].
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методы и приемы развития ритмического слуха дошкольников
Задачи и содержание
музыкального воспитания
Выбор методов музыкального
воспитания зависит также от
того, каким источником будут
пользоваться дети при
Вторым источником
получения знаний является
Третьим источником
является непосредственная
В развитии звуковысотного,
ладового, ритмического слуха большое
значение имеют разные способы,
Для развития звуковысотного
слуха многие педагоги
Приведенные выше примеры
активизации музыкальности
Игровые ситуации можно
создавать во всех видах
Задача развития ритмического
слуха решается в процессе музыкально-ритмических
движений. Двигательной основой музыкально-
- основные движения – ходьба, бег, прыжки;
- гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- танцевальные движения;
Информация о работе Развиттие ритмического слуха дошкольников