Развиттие ритмического слуха дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО. Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи: - изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику ритмического слуха, видов музыкальной деятельности; - изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие ритмического слуха дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ритмический  слух - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную  выразительность музыкального ритма  и точно воспроизводить его.

Развитие ритмического слуха  может идти как бы одновременно с  двух сторон. С внешней стороны - это умение подстраивать свое исполнение под метроритм, задаваемый педагогом  или ударами метронома. С внутренней стороны - через чувствование в ритмическую  канву музыкального произведения, постижение его живого пульса, которое трудно выразить словами и можно только прочувствовать [13, с. 146].

Выявлено, что ребенок  обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.

Индивидуальная ритмическая  группа может улучшаться или ухудшаться, это сложная психическая функция, данная ребенку от природы. Она формируется  в процессе развития детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Нарушения  в ритме не так безобидны, как  кажутся: исправить их значительно  труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой  психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка  как ритмический слух и ритмическая  пластика. Музыкально-игровая деятельность, по мнению ряда авторов, является особой формой освоения музыкально-ритмических  навыков путем воспроизведения, моделирования. Усвоение ребенком функциональных связей и отношений между музыкальным  сопровождением и своими движениями осуществляется постепенно, и, соответственно, все более усложняется структура  ритмического слуха дошкольника [11, с. 129].

Таким образом, ритмический слух является не только музыкальной, но и важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов. Без развитого ритмического слуха невозможно полноценное восприятие ребенком музыки. А следовательно снижается влияние музыки на эмоциональную, умственную, моральную сферы детей,

 

 

    1. Виды музыкальной деятельности.

 

Деятельность – это  активный  процесс  овладения  общественным  опытом, достижениями  культуры.  На  протяжении  своей   жизни   человек   осваивает различные  виды  деятельности,  в  результате  которых  у  него  формируются психические качества  и свойства  личности.  Некоторые  из  них  приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В  избирательных  отношениях, склонностях  к  определенным  видам  деятельности   проявляются   личностные качества  человека.  В  деятельности  совершенствуется  восприятие,  памяти, мышление, воображение, ощущения.

    В процессе  любой деятельности ребенок осваивает  определенные  действия, которые  ведут  к   определенному   внешнему   результату,   и   внутренние, психические действия,  которые  составляют  основу  содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же  и  музыкальная деятельность состоит из  многочисленных  действий.  Например,  при  усвоении песни ребенок, внимательно слушает  вступление  к  песне, старается  вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее  исполнении  отражает  несложные оттенки, одновременно с  своими  сверстниками  заканчивает исполнение.  Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок  поет,  двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними:  воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью,  сравнивает  сольное и хоровое звучание,  прислушивается  к  собственному  пению.  Если  действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается  и  переходит  в  навык.

Совокупность этих навыков  позволяет  ребенку  справиться  затем  с  новыми, более сложными действиями.

    «Музыкальная  деятельность  дошкольников  –   это   различные   способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него  и  окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и  общее  развитие» [17, с. 63].

В музыкальном воспитании детей выделяются  следующие  виды  музыкальной деятельности:   восприятие,   исполнительство,    творчество,    музыкально-образовательная деятельность.  Все они  имеют свои  разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный  вид  деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным  видам.  Исполнительство  и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях  и  игре на  музыкальных  инструментах.  Музыкально-образовательная   деятельность включает в себя сведения общего  характера  в  музыке  как  виде  искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так  же специальные  знания  о  способах  исполнительства.  Каждый  вид  музыкальной деятельности, имея свои  особенности,  предполагает  овладение  детьми  теми способами  деятельности,  без  которых  она  не  осуществима,  и   оказывает специфическое влияние на музыкальное  развитие  дошкольников.  Поэтому  так важно использовать все виды музыкальной деятельности [1, с. 114].

Теперь подробнее остановимся  на ведущих видах музыкальной  деятельности.

Одним из основных видов  музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: знакомить детей  с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивать способность  эмоционально-оценочно откликаться  на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».

 Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной  системы действий в определенных  условиях. Основные виды исполнительской  деятельности в дошкольном возрасте  – это пение, музыкально-ритмические  движения и игра на детских  музыкальных инструментах.

Песня — яркая, образная форма углубленного представления  об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное  отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его  сильнее, чем полученная другим путем  информация. Процесс обучения пению  требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии  на фортепиано, сопоставлять различный  характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются  основные  музыкальные способности  ребенка:   эмоциональная  отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма [7, с. 77].

Следующий вид музыкальной  деятельности — детское музыкальное  творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые  варианты танцев, находить выразительные  игровые движения для передачи различных  образов; музицировать на детских музыкальных  инструментах.

Еще один вид музыкальной  деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также  приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Однако лучше всего  задача развития ритмического слуха  достигается в процессе музыкально-ритмической деятельности.

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Основное место в разделе музыкально-ритмических  движений занимают игры. Музыкальная  игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она взывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности [21, с. 167].

Играя, ребенок упражняется  в движении. Осваивает его, в процессе игры развиваются положительные  качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка  в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее  непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской  творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в поясках дети различают  характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности [11, с. 131].

Кроме музыкальных игр  и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях  обучения.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных  двигательных заданий. Игры, пляски и  упражнения тесно взаимосвязаны  между собой и направлены на осуществление  общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений [11, с. 132].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Методы и приемы развития ритмического слуха дошкольников

 

 Задачи и содержание  музыкального воспитания определяют  выбор методов и методических  приемов обучения.

 Выбор методов музыкального  воспитания зависит также от  того, каким источником будут  пользоваться дети при получении  знаний. Естественно, что первым  источником является сама музыка, ибо только она пробуждает  «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет  преимущественно по накоплению  опыта слушания музыки.

 Вторым источником  получения знаний является слово  педагога, которое подводит детей  к целостному восприятию музыкального  образа и пониманию содержания  конкретных музыкальных произведений.

 Третьим источником  является непосредственная музыкальная  деятельность самих детей, потому  что вне ее, вне упражнений  не могут быть, например, выработаны  умения и навыки в пении,  ритмике. Только практическая  деятельность содействует всестороннему  музыкальному развитию учащихся [14, с. 8].

 В развитии звуковысотного, ладового, ритмического слуха большое  значение имеют разные способы,  помогающие осмыслению ритмических,  звуковысотных соотношений звуков, мотивов, мелодий. Создание игровых  ситуаций, использование приемов  наглядного изображения высоты  звуков (движением руки или указки) активизируют развитие музыкальных  способностей. Так, проследить мелодическую  линию попевки «Мы шагаем»  ребятам поможет «лесенка» для каждой фразы, по которой идут дети. Ритмический рисунок песен, отдельных музыкальных фраз можно предложить прочесть по фигуркам. Так, на начальном этапе долгие звуки иногда условно обозначают большими фигурками и соответственно слогом «та» или словом «шаг». Кроткие звуки условно обозначают маленькими фигурками и слогом «ти» или словом «бег». Глядя на расположение фигурок, ребята прохлопывают в ладоши долгие и короткие звуки.

 Для развития звуковысотного  слуха многие педагоги пользуются  звуковой «лесенкой». На ней показаны  соотношения звуков до-мажорного звукоряда. Используя «лесенку» можно предлагать ребятам различные игры, например «Угадай-ку», в которой они про себя должны воспроизвести мелодию, следя за указкой педагога, и постараться узнать знакомую песенку.

 Приведенные выше примеры  активизации музыкальности дошкольников  включают в себя и методы  стимулирования их интереса, увлеченности. Это игровые ситуации, применение  красочной графической записи, фланелеграфа, рисунков-схем, фиксирующих направление  движения мелодии и ее ритмическое развитие; использование различных движений, игры па простейших музыкальных инструментах.

 Игровые ситуации можно  создавать во всех видах музыкальной  деятельности. Например, для ощущения  характера колыбельной и выявления  средств ее выразительности детям  предлагают убаюкать под музыку  любимую куклу. Дидактические  игры (например, «Подбери картинку»,  «Кто поет?») акцентируют внимание  детей на изобразительных возможностях  музыки и стимулируют их эмоциональную  отзывчивость на произведения  различного характера. 

Задача развития ритмического слуха решается в процессе музыкально-ритмических  движений. Двигательной основой музыкально-ритмических  движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

- основные движения –  ходьба, бег, прыжки;

- гимнастические движения  с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

- танцевальные движения;

Информация о работе Развиттие ритмического слуха дошкольников