Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:34, реферат
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования…………………………………………………………….………..4
Глава 2. Содержание общего образования
2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания
общего образования…………………………………………………………………..6
2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции………………..8
2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования…………………………………………………………………………..10
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….17
Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу.
В
намечающихся контурах будущего общества
образованность и интеллект все
больше относятся к разряду
В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.
Детерминанты перехода на 12-летнее общее образование.
Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.
Структура 12-летней общеобразовательной школы. В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес к изучению окружающего мира и "образу себя", а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Учитывая психолого-возрастные особенности дошкольников, недопустимо переносить в дошкольные учреждения содержание и формы организации обучения и воспитания, характерные для общеобразовательных учреждений.
I ступень - начальное общее образование (обязательное), I-IV классы. Начальный возраст обучающихся - не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.
В I -IV классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
II ступень - основное общее образование (обязательное), V-X классы. Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.
Формируется образ Я, составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.
Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.
Десятилетняя
основная школа предполагает относительно
завершенное образование, являющееся
базовым для продолжения
В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.
III ступень - среднее (полное) общее образование (общедоступное), XI-XIIклассы. Продолжительность обучения 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные и профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
На
старшей ступени школы обучение
строится на основе профильной дифференциации,
в том числе через
Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.
Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.
Заключение
Достижение
нового качества образования должно
стать средством социализации учащихся,
основой их успешной деятельности.
В условиях наукоемких и высокотехнологичных
производств значительно
Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.
Конкурентоспособность
отечественного образования. Согласно
Декларации Совета Европы (1992 г.), преобладающей
международной практикой
В
большинстве развитых стран общее
среднее образование
Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.
Влияние
демографических и социально-
В
новых социально-экономических
Преемственность
уровней образования. Переход к 12-летнему
образованию создает
Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.
Профильное,
углубленное изучение ряда дисциплин
в старших классах средней
школы позволяет обеспечить достаточную
подготовку выпускников к продолжению
образования. Вместе с тем профильное
обучение в старших классах не
должно подменять начальное
Таким
образом различные подходы к конструированию
содержания образования на разных ступенях
обучения привели к созданию новой конкурентоспособной
структуры образования.