Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:34, реферат
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования…………………………………………………………….………..4
Глава 2. Содержание общего образования
2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания
общего образования…………………………………………………………………..6
2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции………………..8
2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования…………………………………………………………………………..10
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….17
Институт
экономики, управления
и права (г. Казань)
Психологический
факультет
РАЗЛИЧНЫЕ
ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ
реферат
по дисциплине «Теоретическая педагогика»
Специальность
«Педагогика»
Выполнил
студент 1 курса заочного отделения (обучение с применением дистанционных образовательных технологий), гр. 901
Глухарева Ирина Сергеевна
Преподаватель:__________
Гатауллина
Резеда Форвазовна
Нижнекамск
-2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Детерминанты
содержания образования и принципы его
структурирования……………………………………
Глава 2. Содержание общего образования
2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания
общего
образования…………………………………………………
2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции………………..8
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы………………………………12
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.
В
традиционной педагогике, ориентированной
на реализацию преимущественно
Школа
призвана помочь ребенку наиболее безболезненно
войти в сложный мир
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Таким
образом очень важно изучать различные
подходы к конструированию содержания
образования на разных ступенях обучения.
Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
В педагогической теории дискуссия о детерминантах содержания образования продолжается не одно десятилетие. Такими детерминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составных частей. "Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты" (Н.И. Кареев).
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.
Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, они показали, что культура - это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием.
Рассмотренные детерминанты содержания образования позволяют выделить основания для его структурирования.
Содержание образования может быть структурировано и по основным его отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).
Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования.
Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. В этой связи рассмотрение последнего как самостоятельной отрасли образования - условное. Его целесообразно рассматривать как пересечение общего и профессионального. Политехническое образование связано с решением таких задач, как: знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства;
· выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;
· основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;
· подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.
В
решении задач политехнического
образования большое значение имеет
трудовое обучение, которое удачно
дополняет возможности
Общее
политехническое образование
Перед
отечественной школой не стоит задача
специального профессионального образования.
Для этой цели существует широкая
сеть профессиональных учебных заведений,
дающих начальное, среднее и высшее
профессиональное образование.
Глава 2. Содержание общего образования
2.1 Содержание, принципа и критерии отбора содержания общего образования
Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.
В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика к тому же вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития логического мышления учащихся.
Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, к творчеству по законам и нормам красоты.
Трудовое
обучение, физкультура и основы безопасности
жизнедеятельности укрепляют
Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:
· основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
· факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
· основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
· теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
· знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
· оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.
Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.