Разработка алгоритма составления плана воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:26, практическая работа

Краткое описание

Цель данной работы- всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
развивать познавательную активность учащихся;
содействовать формированию нравственной позиции ученика;
способствовать формированию основ культуры общения и построение межличностных отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………….5
Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя………………………………………………..6
Воспитание как общественное явление…………………...6
Общие методы и средства воспитания…………………….6
Практические аспекты воспитательной работы…………..9
Технология оставления плана воспитательной работы…..9
Планирование программы воспитательной работы………10
Алгоритм разработки плана проведения воспитательной работы………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

praktika_1.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Российский государственный профессионально  – педагогический университет»

Филиал РГППУ в г. Березовском

 

 

 

 

 

 

разработка  алгоритма составления плана  воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения).

Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

студент группы № бпо 504ПВТ-По4          Злобин Н.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березовский 2013

 

Практическое  задание содержит 22 листов машинописного текста, 9 использованных источников литературы на листах формата А4.

Ключевые  слова: Воспитание,Цель воспитания, Содержание воспитания,ПЛАНИРОВАНИЕ, Функции воспитания, Организация процесса воспитания.

В практическом задании рассмотрены теоретические  аспекты концепции воспитания, Рассмотрены  основные основы воспитательной работы классного руководителя. Предоставлен алгоритм разработки плана проведения воспитательной работы, планирование программы воспитательной работы.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….5

    1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя………………………………………………..6
    1. Воспитание как общественное явление…………………...6
    1. Общие методы и средства воспитания…………………….6
    1. Практические аспекты воспитательной работы…………..9
    1. Технология оставления плана воспитательной работы…..9
    1. Планирование программы воспитательной работы………10
    2. Алгоритм разработки плана проведения воспитательной работы………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………….19

Список используемых источников…………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Сегодня в России существует множество  современных подходов и концепций  воспитания учащихся. Все они помогают педагогу в планировании и организации  воспитательной работы с учениками, в решении сложных вопросов воспитания, расширяют и обогащают педагогическую культуру учителя.

Цель данной работы- всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Для достижения этих целей  необходимо решение следующих задач:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • содействовать формированию нравственной позиции ученика;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построение межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Актуальность темы обусловлена тем, что воспитательный процесс является сложной, динамичной и постоянно развивающейся системой.

Вопросами выбора рационального варианта построения воспитательной работы с  классов в конкретных социально-педагогических условиях занимаются ученые, методисты  и практики.

Одним из важнейших элементов целенаправленного  и эффективного управления педагогическим процессом является планирование, его  теоретические, методические и практические аспекты.

В настоящее время в каждом учебном заведении есть перспективный и календарный план проведения школьных мероприятий, рабочие планы директора школы и его заместителя, план повышения квалификаций, план воспитательной работы в классе. 

 

  1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя.

 

1.1.Воспитание как общественное явление.

 

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, , важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление  характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется   вместе  с  возникновением  человеческого  общества и существует пока  живет само общество. 

 

 

1.2. Общие методы и  средства воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

 

 

 

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

  • В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
  • Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практические аспекты воспитательной работы классного руководителя.
    1. Технология составления плана воспитательной работы.
  • Технология составленияплана воспитательной работы с классом:
  • Определение специфики класса, обоснование целей и задач воспитательной работы;
  • Анализ неудач в воспитательной работе с классом в прошлом году;
  • Определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем  году;
  • Обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом;
  • Учёт и анализ индивидуальных особенностей учащихся;
  • Определение специфики работы с родителями;
  • Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы.

Требования к содержанию плана  воспитательной работы.

• целенаправленность плана;

• учет возрастных особенностей учащихся, ведущих  интересов в классном коллективе;

•преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

• реальность;

• разнообразие форм и методов;

• творческий характер планирования.

 

Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации  воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого ученика.

    1. Планирование  программы воспитательной  работы.

В процессе воспитательной работы руководитель  группы использует следующие виды планирования:

  • перспективное (на весь период обучения);
  • текущее (на полугодие, год);
  • оперативное (на день, неделю, месяц, на конкретное мероприятие).

          Перспективное планирование воспитательной работы представлено в программе воспитательной работы. Требования к составлению программы воспитательной работы представлены в МР по разработке программы воспитательной работы.

Текущее планирование представлено планом воспитательной работы  руководителя группы на год  с разбивкой по месяцам.

Оперативное планирование воспитательной работы  руководителя группы отражается в планах воспитательных дел (тетрадь планов проведения классных часов, тетрадь  планов проведения родительских собраний)

Например:

Вариант №1

Планирование  может состоять из нескольких таблиц. В таблице 1 представлена программа воспитания, задачи воспитания и факторы создания системы воспитания.

 

 

 

 

Таблица 1

Программы воспитания

Задачи воспитания

Факторы создания

системы воспитания

«Милосердие»

«Мир красотой спасется»

«Игра – дело серьезное»

«От физкультуры и спорта – к  здоровому образу жизни»

«Свой голос»

«Каникулы»

«Азбука добрых дел»

1. Воспитание гражданина.

2. Воспитание патриота.

3. Воспитание носителя культуры.

4. Воспитание труженика.

5. Воспитание здорового образа  жизни человека

1. Мониторинг социума, диагностика  воспитания.

2. Анализ, прогноз, проектирование.

3. Реализация программ воспитания


Перед планированием  основательно изучается программа  воспитания, выясняются факторы, влияющие на создание системы воспитания.

Это, прежде всего, мониторинг социума, диагностика  воспитания:

  • анализ, прогноз и проектирование
  • реализация программ (см. табл. 3).

В мониторинг социума входит:

- составление социальной карты на учащегося: полная или неполная семья, образовательный состав родителей, материальное состояние семьи; условия проживания, работающие в семье.

Также составляется карта воспитывающей среды и  проводится диагностика воспитания. Анализ, прогноз и проектирование включает в себя сбор информации (см. табл. 2).

Любой опросник, тест поможет выявлению склонностей и интересов учащихся.

Прогноз включает в себя обработку анкет  и другой информации. Полученные данные для наглядности сводятся в таблицу (см. табл. 2). По таблице сразу видны проблемы класса.

Следующий вид деятельности на пути к планированию – это анкетирование учащихся и их родителей.

Анкеты  обрабатываются и полученные данные заносятся в таблицу.

Информация о работе Разработка алгоритма составления плана воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения)